Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности
как модель продуктивного межкультурного взаимодействия

Как показывает современный мировой опыт, эффективной стратегией регулирования общественных отношений в городах с полиэтничным составом населения является интеграция. Культурные обмены и взаимодействие культур, взаимное влияние народов и их взаимодействие в развитии хозяйства и торговли были и остаются важным фактором объединения народов России. Успешность осуществления этой деятельности напрямую связана с реализацией принципов интернационализма (понимаемого как тип взаимодействия на основе равноправия, взаимоуважения и сотрудничества представителей разных национальностей) и толерантности (основанной на добровольном и взаимном признании и активном утверждении ее субъектами фундаментальных прав и свобод человека и гражданина и столь же добровольном и взаимном воздержании от подавления и вмешательства в образ жизни и деятельности другого, если это не противоречит правам и свободам граждан), а также с представлением о поликультурном пространстве города как среде, основанной на интеграции и продуктивном взаимодействии разных культур, способствующих процессам формирования общероссийской идентичности [1].

Одной из уникальных территорий диалога культур в Восточной Сибири является Байкальский регион. Созданное здесь «байкальское эко-культурное пространство» представляет собой интеграцию этносов и субэтносов, некую общность смыслов, ценностей и символов, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный менталитет жителей этого региона.

Важное место в деле изучения и развития культурного разнообразия Байкальского региона принадлежит Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская академия культуры и искусств» (ФГОУ ВПО ВСГАКИ), имеющему многонациональный состав студентов из различных регионов России и зарубежья (Алтай, Тыва, Хакассия, Саха, Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Монголия, Китай и др.), богатый опыт межкультурного сотрудничества и инновационные модели формирования толерантного поведения молодежи.

 

В 2008 году при ВСГАКИ был создан  Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности (БЦКРиТ). Центр несет культуротворческую миссию, создавая для коллектива академии, этнических и конфессиональных сообществ республики единую мультикультурную образовательную и информационную среду, обеспечивающую равные возможности получения образования для всех социальных слоев населения, включая студентов разных расовых, этнических и социальных групп [2, С.235].

Для обучения молодежи продуктивному межкультурному, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию и консолидации творческих сил при БЦКРиТ действует Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры», в который вошли студенческие лидеры и активисты молодежных землячеств со всех курсов академии. Миссия организации: от этнокультуры каждого через совместное творчество и энергию молодых к согласию и дружбе между народами - Мы вместе в Единой России!

В этом учебном году при поддержке центра толерантности «Байкальские кедры» провели дни национальных культур татар, бурят, русских, эвенков, якутов, тувинцев, украинцев. В будущем году в академии планируется открыть панораму Монголии и Китая. В Международный День толерантности 16 ноября 2008 года успешно прошел молодежный Этно-форум.

Для развития и сетевого взаимодействия различных культур, формирования коммуникативных компетенций лидеров и активистов «Байкальских кедров» и толерантного поведения молодежи по инициативе БЦКРиТ была открыта Байкальская школа толерантности (БШТ), работа которой осуществлялась согласно разработанной нами инновационной образовательной программы продуктивного межкультурного взаимодействия «Мы – вместе». В течение года были проведены круглые столы по проблемам межнациональных отношений с приглашением представителей органов власти республики, общественных организаций, конкурсы фото-композиций, рисунков, эссе на тему «Мы разные, но мы – вместе» и «Диалог равных».

Слушатели БШТ активно участвовали в проведении семинаров-тренингов «Курс молодого лидера некоммерческих общественных организаций», где обучались проектированию, толерантности, менеджменту, фандрайзингу, риторике и др. По окончанию школы они успешно защитили собственные социальные проекты и получили удостоверения государственного образца.

Основным результатом работы БЦКРиТ ВСГАКИ в 2008-2009 году является рост социальной активности студенческих национально-культурных центров, лидеров и активистов академии, снижение скрытой межнациональной, социальной конфликтности в молодежной среде, налаживание диалога друг с другом, чему способствовала творческая продуктивная совместная деятельность студентов, преподавателей и активистов национально-культурных центров Бурятии. Эти инновации БЦКРиТ удалось реализовать при активной поддержке ректората и структурных подразделений академии, они сопровождались мониторинговыми исследованиями проблем толерантности, коммуникаций в молодежной  и образовательной среде, проводимыми лабораторией социального мониторинга академии.

В целом, созданный в Восточно-Сибирской государственной Академии культуры и искусств Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности уже сегодня готов стать той региональной и федеральной образовательной площадкой, на базе которой можно разрабатывать и апробировать модели продуктивного межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Эти модели будут востребованы в ВУЗах многих регионов России, дальнего и ближнего зарубежья для создания мультикультурной образовательной среды развития успешной этнокультурной личности, что будет содействовать реальному межнациональному и межконфессиональному согласию, толерантному поведению и человеческому отношению друг к другу.


Используемая литература:

  1. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / кол.авт; Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2005. – С. 389-427
  2. Литвиненко Е.Ю. Мультикультурное образование как перспектива установления толерантных взаимоотношений // Российский вуз: В центре внимания – личность: (Пробл. воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 – 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. – Ростов н/Д., 1999 . – Т. 4 . – C. 235 – 237.

Приподняв бровь, Бронзини "Скачать музыку с матом"взглянул в сторону Джиро.

За ним было достаточно водородных боеголовок, чтобы испепелить всю Якутию, а волна радиации докатилась бы и до Монголии.

Бронзини еще раз поглядел "Хроники нарнии книгу скачать"на пикетчиков, настолько увлеченных выкрикиванием лозунгов, что от их внимания ускользнуло столь близкое соседство с объектом их претензий.

Он сейчас же пошел к кухням спросить, что и как, но кашевары ответили, что пока дали приказ набрать воду, а может, через минуту придет приказ ее вылить.

Грубость может делать такие вещи, продолжал настаивать Чиун.

И он огорчился, когда Смит сказал, что во всем мире их только двое.

Во "Музыкальные игры на гитаре"второй раз Запустение уже "Гадание онлайн по книге судеб"будет наготове.

Бедняга, он сам "Скачать экспертов"не ведает, что творит.

Самое "Wh скачать для cs"время пойти поперек течения!

Уязвимым "Песни зверей скачать"местом является только левая подмышечная "Скачать песню вельвет продавец кукл"впадина, где находится "Операция флешпоинт холодная война скачать"вентиляционное отверстие и отсутствует "Книга мертвых комедия"защитное покрытие.

Вавилон, столица могучего "Nokia n9 китайский прошивка"государства, утопал в роскоши.

Я "Скачать программу для создания ролика"вас вообще в первый раз вижу.

Римо медленно вошел в пещеру и улыбнулся, увидев то "Книги по макроэкономике онлайн"самое место, где они тогда лежали, прижавшись друг к другу, на теплом песке.

И сейчас, кроме меня, об этом никто не знал.

Видит Бог, мы здесь, в России-матушке, сделали все, чтобы вам, Иван Петрович, драгоценный, жилось вольготно и без хлопот.

Теперь "Скачать бесплатно книги андреевой натальи"же они у него поникли, словно придавленные тяжелым бременем, глаза смотрели тускло, лоб изрыли борозды.

Однако сейчас всякий отметил бы не столько красоту, сколько озабоченность.

Он считает, сэр, что вы влюблены в "Книги по психологии человека"мисс Бинг и носили ее перчатку у сердца.