Модели образовательных ресурсных центров национально-культурных автономий


Сегодня, когда возрастает роль гражданских институтов в развитии общества, одним из существенных элементов в системе некоммерческих общественных организаций, влияющих на образ демократического будущего России, становятся национально-культурные центры и автономии. Федеральный закон о национально-культурных автономиях значительно расширяет их сферу деятельности, в том числе и в образовательном направлении. Поэтому национально-культурные организации могут стать наиболее важным связующим звеном в деле объединения народов России, поиске механизмов толерантного духовно-нравственного воспитания молодого поколения, устранения межнациональной и межконфессиональной розни и неприятия друг друга.

Для решения такого рода задач, необходимо пересмотреть формы работы НКА и способы взаимодействия друг с другом, что означает:

  • Во-первых, смена статуса ведущей в регионе национально-культурной автономии. Региональная национально-культурная автономия должна стать образовательным ресурсным центром для местных автономий и НКЦ;
  • Во-вторых, в каждом регионе должен функционировать единый образовательный ресурсный центр, объединяющий национально-культурные центры и автономии разных диаспор и общин на основе продуктивного межэтнического сотрудничества и взаимодействия;
  • В-третьих, необходимо создавать Всероссийский или межрегиональные образовательные ресурсные центры для обучения инновационным технологиям лидеров некоммерческих общественных организаций.

Конечно, эти центры должны быть мобильны, динамичны и иметь достаточные ресурсы для осуществления своей деятельности. Причем акцент нужно делать не на культурную составляющую, а на образование, то есть мы должны осваивать богатое культурное наследие народов России через инновационные формы и способы обучения.

Я являюсь председателем Региональной национально-культурной автономии татар республики Бурятия, в которой функционирует образовательный ресурсный центр «Сандугач» (Соловей) и научным руководителем образовательного ресурсного Центра развития национальных культур народов Бурятии, создаваемого на базе школы диалога национальных культур № 19 г. Улан-Удэ. Поэтому кратко расскажу об этой деятельности.

  1. В задачи образовательного центра «Сандугач» при РНКАТ входит:
    • Открытие татарских воскресных школ в селах компактного проживания татар – с. Харашибирь, Мухоршибирь, Старый Онохой. Техническое, методическое, информационно-ресурсное обеспечение местных автономий программами, методиками, методическими разработками занятий и сценариями праздников, мультимедиа-обеспечение компьютерных программ, проведение выездных семинаров и круглых столов, выпуск методических пособий и буклетов, обучение лидеров НКА.
    • Оказание помощи в разработке программ развития сельских школ для того, чтобы ввести татарский этнокультурный компонент в учебные планы. Помощь в оформление нормативно-правовой документации и отчетов НКАТ. Тиражирование дисков, фонограмм, сборников песен и танцев. Организация презентаций местных национально-культурных автономий, создание базы данных НКА Бурятии.

    Осенью 2006 года успешно прошли Дни татарской культуры в Бурятии, потому что нам удалось объединить усилия педагогов школы диалога национальных культур № 19 г. Улан-Удэ, школы с. Старый Онохой и студентов кафедры истории народной культуры Восточно-Сибирской Государственной Академии культуры и искусств. Люди соскучились по разнообразию культур, поэтому на наши мероприятия с удовольствием идут и русские, и буряты, и армяне, татарская плясовая зажигает всех, блюда татарской кухни идут нарасхват. Что, впрочем, не удивительно, мы ведь и интересны друг другу своей неповторимостью, индивидуальностью, самобытностью. Кому нужна серая, аморфная, безликая масса, становящаяся толпой.

  2. Создаваемый нами Центр развития национальных культур народов Бурятии планирует объединить ресурсы и наиболее активные диаспоры и НКА республики на основе межэтнического продуктивного сетевого взаимодействия. В оборудованных для этого этно-гостиной, мультимедийном кабинете, музее, творческих мастерских школьники и студенты разных национальностей будут вместе создавать образовательную и мультимедийную этно-продукцию (единый сайт, презентации, макеты буклетов, компьютерные игры, основанные на народных сказках и легендах и многое другое). В сотворчестве, в игре, исподволь изучая свою и чужую культуру, в любви и согласии можно взрастить душевную зрелость ребенка, который уже никогда с презрением или, что тождественно с равнодушием  не отнесется к чуждому ему языку, культуре, народу. При условии выделения блока помещений под центр, планируется создать многонациональную воскресную школу. Активную поддержку этого проекта мы получили и в Комитете по межнациональным отношениям Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия и на Ассамблее народов Бурятии.

Если мы, в таких регионах как Бурятия, объединим усилия разных народов и не будем выпячивать только собственное национальное «Я», то гораздо более продуктивно и с меньшими затратами удастся решать проблемы развития родного языка каждой нации. Однако для эффективного развития этноличности ребенка крайне важно изучать этнокультуру в творческой развивающей среде через современные формы обучения: дистанционные, интерактивные, проектные на основе новейших образовательных, социальных, информационных технологий. Необходимо вводить критерии успешности и мониторинг результативности работы воскресных школ и НКАТ, а также разрабатывать стимулирующую базу. А также, необходимо отрегулировать нормативно-правовой, организационно-правовой статус и финансирование образовательных ресурсных центров.

Хотелось бы также подчеркнуть, что для возрождения национальной культуры и продуктивного межэтнического взаимодействия  в каждом регионе России, надо растить лидеров, обладающих высоким творческим потенциалом и пассионарными качествами личности. Имея творческие группы таких «пассионариев» в каждом регионе намного легче активизировать духовный, интеллектуальный и творческий потенциал наших сограждан. В результате такого комплексного взаимодействия и обучения мы должны получить сформированные духовно-нравственные качества этнокультурной личности гражданина России, обладающего высоким творческим потенциалом, социально и духовно активного, владеющего информационными, проектировочными и коммуникативными умениями.

В целом, наша республика Бурятия, являясь полиэтничным и одним из наиболее спокойных регионов России по межнациональным отношениям, уже сегодня готова стать той федеральной общественной площадкой, на базе которой можно разрабатывать и апробировать модели продуктивного межэтнического взаимодействия. Эти модели затем можно распространить по другим российским регионам в целях создания единой мультикультурной образовательной среды развития этно-личности россиянина.

Баталова С.Р., председатель
Региональной национально-культурной
Автономии татар Республики Бурятия

Он у нас вроде Вечного Жида, продолжал рекламировать меня Рик, или Дикого Охотника.

По-видимому, их будет нелегко обнаружить.

Это "Курсовая работы скачать"все равно "Скачать resident evil operation raccoon city (2012)"что стать суперменом, только не нужно рядиться в маскарадный "Бесплатная программа для изучения английского языка скачать"костюм."все равно "великое в городской культуре

Затем мне нужно было разбудить тебя, но так, чтобы остальные оставались в спящем, бессознательном состоянии.

Распознать в ней женщину можно "Скачать последнюю версию винрар"было лишь "Virtualdub rus скачать"по юбке.

Может быть, это одна из причин, по которым я так много времени проводил в океане.

Улыбка принца Рэнго была холодной.

Она "Книги любовная фантастика"в одно мгновение сняла насадку со "Скачать программу правила дорожного движение"старой емкости "Игры скачать бешеная корова"и подсоединила новую.

Что-то темное находилось в центре кристалла "Копи царя соломона скачать книгу"пятно, которое лишало его той ценности, "Клипы скачать где"которую мог иметь такой "Скачать художественные книги"большой кристалл.

Я был солдатом палестинской армии.

Я хочу еще "Песни скачать фонограммы"раз обдумать все то, "Скачать электронную книгу юлии шиловой"что произошло с момента смерти Олли.

А тем временем Пухнасточка "Скачать русские музыкальные клипы бесплатно"добралась до сферы врат и теперь пыталась "Группа звери скачать альбом"активировать их.