Мысли о толерантности
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
В. Франкл.
Опрос
Вы считаете себя толерантным человеком
 

Рисунки детей о толерантности

Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности

Знакомьтесь, мы – татары Бурятии!

 

Сажида Баталова, председатель Региональной
национально-культурной автономии
татар Республики Бурятия, к.п.н.
Татары Заиграевского района в гостях у Восточно-Сибирской академии культуры и искусств

Татары всегда были активным, мобильным и подвижным народом, расселившимся по всей территории России и СНГ. Появление татар на территории Бурятии началось с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока и налаживанием торговых и производственных отношений этих регионов с Центральной Россией. Так в г. Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ – столица Бурятии) в 1899 г. численность татар составляла 85 чел, башкир - 7 чел (всего горожан было 5 454 чел). В конце 80-х годов ХIХ века в  Верхнеудинске действовала мусульманская, в то время именуемая  магометанской община (первые ссыльные поселенцы - магометане в количестве 5 человек появились еще в 1857 г.), было татарское кладбище. В 1907 г., на выделенном Городской Думой земельном участке, была построена татарская мечеть в деревянном исполнении. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, в отличие от татарских каменных  мечетей гг. Иркутска и Читы, где уровень финансовой поддержки этих начинаний, особенно татарами – купцами 1 гильдии был на порядок выше. По данным того времени в 1908 г.  в Верхнеудинске проживало 313 татар.

Значительный  приток татар произошел при строительстве гигантов индустрии Бурятии – ЛВРЗ, У-УАЗа, но особенно большой –  при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х – середина 50-х гг.). По архивным данным, из всех переселенцев в РБ по этой программе 60 – 70% составили татары. В год цифра доходила в среднем до 400-600 семей.

Учитывая трудолюбие и ответственность татар, в том числе в сельском хозяйстве, руководство Бурят-Монгольской АССР убедительно просило Председателя Совета Министров СССР Маленкова потребовать однозначного и безусловного выполнения Татарским Обкомом  КПСС  плана по вербовке и переселению татар в Бурятию.

Это время можно разбить на следующие этапы:

  • ХIХ век – торговля и «аграрное» перемещение населения;
  • конец ХIХ – начало  ХХ века – строительство Транссибирской железнодорожной магистрали;
  • конец 20-х - середина 30-х гг. – строительство авиазавода (УУАЗ) и локомотиво-вагоно-ремонтного завода (ЛВРЗ);
  • конец 30-х – начало 50-х – программа Совета Министров СССР по переселению;
  • 70-е – 80-е гг. – строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ).
Мухоршибирские татарочки на Сабантуе 2007 г.

К тому времени, национальная политика в области образования и культуры была поставлена на очень хороший уровень:  для преподавания языка, других предметов школьной программы на татарском языке по распределению в Бурятию приезжали выпускники татарских факультетов педагогических вузов. К сожалению, в конце 50-х - начале 60-х годов эта деятельность была прекращена, что сказалось и на владении родным языком татар, проживающих в республике. Кроме того, реальную опасность ассимиляции «бурятских» татар как этноса стала представлять такая замечательная черта нашего народа как толерантность, умение легко адаптироваться в чужой среде. Живя в бурятских и русских деревнях, татары вступали в смешанные браки,  легко учили  местный язык и буквально растворялись в инородной среде, теряя свою ментальность, родной язык и даже вероисповедание.

Прав был выдающийся мыслитель, ученый и писатель Зуфар Фаткудинов, который писал: ''Для народа, который не имеет своего государства и разбросан по всему миру, с позиций самосохранения не страшны вороги-завоеватели, а страшно чудовище ассимиляции, которое пожирает сначала язык и культуру, а затем и сам этнос'' [1].

Сегодня татары проживают фактически во всех районах Бурятии, значительное число компактных поселений находится в Заиграевском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском Кижингинском, Кяхтинском, Баргузинском, Северобайкальском районах, в г. Улан-Удэ и Гусиноозерск.  Татары в Бурятии занимают четвертое место по численности населения (по последним данным - 8,671 тыс. чел), татары в смешанных браках увеличивают эту цифру в 3-4 раза. В столице Бурятии г. Улан-Удэ проживает около трех тысяч наших соплеменников.

Опыт объединения европейских стран доказывает, что истинное объединение народов происходит только тогда, когда не подавляется национальное самосознание, почитаются традиции, сохраняется язык и культура каждого народа.  Именно в этом случае, «национальное» не нуждается в подпитке извне. Национальность становится не средством гордости и самолюбования, а придает чувство уверенности в себе, в крепости своих корней, своих истоков.

Подъем национального самосознания народов России в 90-е гг. привел к самоорганизации этнических групп в общественные организации. В августе 1997 г. был образован Татарский национально-культурный центр Республики Бурятия. В апреле 2005 г. создана Региональная национально-культурная автономия татар Республики Бурятии. Автономия татар Бурятии включает национально-культурные автономии татар г. Улан-Удэ, Заиграевского района, а также Татарские культурные центры Мухоршибирского района, с которыми у нас завязались теплые дружеские отношения.

Совет Федеральной национально-культурной автономии татар России г. Дубна 2007 год Лидеры национально-культурных автономий Москвы и Бурятии

Мы объединились, чтобы восстановить утраченные корни, вспомнить традиции и обычаи, иметь возможность общаться на родном языке. В октябре 2006 года, Автономия татар Бурятия открыла две воскресные татарские школы в селах Старый Онохой и Харашибирь и начала разработку образовательных  программ с этнокультурным татарским компонентом для двух общеобразовательных школ и двух детских садов республики.

Наиболее важным в нашей работе является человеческий фактор, ведь ''Ничто так не предопределяет величие нации, как интеллектуальный генофонд, трудолюбие и взаимопомощь соплеменников'' [2]. Постоянную поддержку и внимание мы ощущаем от наших соплеменников, руководителей высшего звена:  Равиля Ибрагимова (ОАО ''Бурятзолото''), Басыра Нургалиева (фирма ''СОТО''), Альфии Каширихиной (ООО ''Силикатный завод''), Владимира Самигуллина (СТО ''Элеватор''), Ривката Гильмутдинова (Энергосервисный центр), Рамиля Фахуртдинова (Фотостудия), Марса Халимовича Гатаулина (Управление образования г. Улан-Удэ), которые по мере возможностей помогают возрождению татарской культуры, содействуя укреплению авторитета татарской диаспоры в республике. Информационную поддержку и консультации по татарскому языку и культуре мы получаем у Данила Лябибовича Валинурова, работающего в Комитете по экономике Администрации г. Улан-Удэ. Это очень скромные, ответственные люди, профессионалы своего дела.

"Нация, которая игнорирует свои таланты, никогда не поднимется не только до мирового уровня, но даже до уровня уважения другими народами" [3]. Мы гордимся своим земляком, профессором, доктором биологических наук, зав. кафедрой морфологии Бурятской Сельскохозяйственной Академии и просто очень обаятельным человеком в совершенстве владеющим как татарским, так и бурятским языками, прекрасно исполняющим  родные напевы и татар и бурят - Ромазаном Сиразиевым, который возглавляет Комитет по внешним связям РНКАТ. У нас достойным авторитетом пользуется  Равил Валеев, мастер спорта СССР по вольной борьбе, зав. кафедрой ВСГТУ, принципиальный, надежный и ответственный, он курирует спортивное направление РНКА и является главным судьей Сабантуя.

Этно-группа Лаккитон

Большую помощь в организации культурной программы автономий нам оказывает эстрадно-вокальная группа ''Лаккитон'', под руководством заслуженного работника культуры РБ, Виктора Михайлова. Благодаря его стараниям, энергии и любви к татарскому языку и культуре, горожане часто слышат татарские напевы на различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых Администрацией г. Улан-Удэ. Девочки поют на пяти языках, причем исполнение ими татарских песен вызывают несомненный успех у зрителей любой национальности. Недавно РНКАТ и фольклорная группа «Алмагач чачаклары» поздравляли «Лаккитон» с презентацией сольного альбома, куда также вошли песни на татарском языке.

Не обойтись нам и без задора, эмоциональности и душевности Фаимы Шафиковны Рымаревой, готовой в любую минуту прийти на помощь, работающей главным специалистом Комитета соц.защиты населения г. Улан-Удэ.

Хочется отметить и тех женщин, без которых бы просто не было Автономии – это председатели татарских центров и местных автономий республики Рамиля Гарипова (с. Харашибирь), Насима Лютова (с. Старый Онохой), Роза Васильева (с. Мухоршибирь).

''Будущность имеет любая культура, пока живет народ бережно сохраняющий ее'' [4]. Свой яркий след на бурятской земле оставили такие замечательные представители татарского народа как Гамлямеди абы Богоманшин, Роберт Гаязов, наши абыстай – старейшины Вафия апа Мирзаева, Зульфира апа Адигамова, Фалях бабай  и Факия аби Шарафиевы,  семья Баталовых (Шигап бабай, Халися аби и их дети -  Растам, Фаим, Амир, Расых, Фарида), Авхат абы и Мавлия апа Дахины, семьи Саттаровых, Фахуртдиновых, Галимовых, Нигматуллиных, Каримуллиных, Абдуллиных, Зариповых, Хакимовых и многие другие честные, порядочные и скромные труженики города и села, которые, обладая ярко выраженным татарским гостеприимством, самоотдачей, ответственностью, трудолюбием,  добротой и широтой души, дарят национальную самобытность татарского народа всем тем, кто в этом нуждается.

Неизменной популярностью и искренней любовью пользуются татарские фольклорные группы «Алмагач чачаклары» из с. Мухоршибирь, «Окошлар» из с. Старый Онохой, «Дуслык» из с. Харашибирь.

Несмотря на юный возраст РНКАТ, энтузиастами сделано уже немало. Совместно с религиозной организацией мусульман г. Улан-Удэ проводятся праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Издан первый буклет «Татары Бурятии – ХХ1 век». При поддержке Правительства Республики Бурятия и Администрации Мухоршибирского района, на высоком уровне татарские автономии провели первый Республиканский Сабантуй-2005 в с. Харашибирь,  посвященный 1000-летию г. Казани и 60-летию Победы. Праздник прошел при большом скоплении народа (более 1000 чел), на одном дыхании, радостно и душевно, вызвав большой резонанс в республике. В 2007 году уже два района республики  объявили о желании провести Республиканский Сабантуй на своей территории для наших земляков и соплеменников.

Лидеры РНКАТ РБ с верховным муфтием Равилем Гайнутдином Лидеры РНКАТРБ Ромазан Сиразиев и Сажида Сотникова на 1000-летии Казани

В августе 2005 г. лидеры РНКА Ромазан Сиразиев и Сажида Сотникова были приглашены Всемирным Конгрессом татар на празднование тысячелетия г. Казани. Поездка состоялась при поддержке мэра г. Улан-Удэ Г.А. Айдаева, Правительства РБ, татарских бизнесменов и была очень плодотворной. Мы признательны Администрации г. Казани, которая нашла возможность пригласить нашего мэра на это знаменательное, грандиозное событие.

Конечно, для меня, чей прадед Мухутдин Хисамутдинов был раскулачен  и выслан вместе с семьей из Буинского района деревни  Янтуган в 30-м году в Забайкалье, первая поездка в Казань стала благословением Аллаха. Я благодарна Всемирному Конгрессу Татар за этот бесценный дар, потому что мне представила сь возможность насладиться общением со своими соплеменниками, полностью окунуться в родную среду и оттуда черпать силы для возрождения татарской культуры в Бурятии.

Кроме того, после проведения Республиканского Сабантуя-2005, в Мухоршибири появились новые национально-культурные образования татар. Отрадно и то, что в этом районе татарам в деле возрождения культуры материальную и моральную поддержку оказывают глава Администрации Мухоршибирского района Петров Юрий Афанасьевич, глава Администрации с. Харашибирь Попова Людмила Владимировна. Фольклорная группа «Алмагач чачаклары», появившаяся в этом году в с. Мухоршибирь, уже успела завоевать сердца не только жителей Бурятии, но и найти почитателей из разных уголков России, успешно выступив на международном Всебурятском празднике «Алтаргана», на Международном фестивале «Эпосы, легенды и сказания Байкала»,  а также на Дне города и презентации РНКАТ.

Сажида Сотникова с представителеми татар г МОСКВЫ на 1000-летии Казани

В октябре этого года РНКАТ провела Дни татарской культуры в Бурятии. В ряде школ города и села прошли конкурсы поэзии, посвященные 100-летию М. Джалиля и 120-летию Г. Тукая; проведены конкурсы газет о 1000-летии г. Казани, о геральдике Казани, традициях и обычаях татар. В рамках Дней татарской культуры состоялось несколько презентаций – Автономии татар Бурятии и г. Улан-Удэ, фольклорной группы «Алмагач чачаклары», сольного альбома этногруппы «Лаккитон». Были проведены праздники «Ураза-Байрам» в с. Харашибирь и Старый Онохой. А также состоялась встреча лидеров Региональной национально-культурной автономии татар и местной религиозной организации мусульман в Комитете по делам национальностей и связям с общественными, религиозными объединениями Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, где осуждались насущные проблемы духовно-нравственного воспитания и образования, толерантности и другие. Хочется отметить, что Комитет по делам национальностей, председателем которого является Булдаев Владимир Романович постоянно оказывает весомую поддержку всем нашим начинаниям.

Нашими друзьями и партнерами также являются общеобразовательная школа диалога национальных культур № 19 г. Улан-Удэ, Национальная библиотека и городская библиотека «Центр чтения», Центр развития и сохранения национальных культур «Малая родина» с. Мухоршибирь; национально-культурные центры евреев, поляков, немцев, эвенков, афганцев; кафедра этнографии Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, с которыми мы плодотворно сотрудничаем и совместно решаем проблемы.

Мои соплеменники, живущие в Бурятии, уже в 3-4-ом поколении вскормлены благодатной бурятской землей. Не все самостоятельно определили свой выбор места жительства  – многие были сосланы  целыми семьями в 30-х годах, кто-то приехал по комсомольской путевке, кто-то  строил БАМ или служил Отечеству в Забайкалье. Но важно другое, наши предки выбрали эту землю, полюбили ее и считают ее своей второй Родиной. Потому что Бурятия – это место, где сакральное и вечное переплетается с мудрой и величественной природой, с национальным самосознанием и богатой культурой бурятского народа; потому что,  несмотря на разные языки у нас много общего.

Харашибирские татарчата открывают Сабантуй.jpg

Возможно,  еще и поэтому татары живут всегда в согласии с бурятами, что и в исламе и в буддизме самое ценное – это чистота души, чистота помыслов и "чем чище душа, тем светлее разум". Эти нравственные категории передаются из рода в род, от поколения к поколению.  Однако все начинается с истоков. Человек ведь, как дерево – чем мощнее корни, тем могучее ствол, тем пышнее крона. Человек успешен тогда, когда крепко стоит на ногах, когда питается от своих корней. А корни, это не только родители, бабушки и дедушки, это весь род до седьмого колена, это тот  эгрегор, который защищает и спасает нас в трудную минуту. Иными словами, это зов крови, который не всегда мы осознаем.

В заключение хочется отметить: В молодости национальное, как и духовное,  в основном никого не волнует. Молодость – это вопрос: А зачем это мне нужно? После сорока:  Почему я этого не знаю? А после шестидесяти, человек думает:  Как же я жил без этого?

России нужны уверенные в себе, творческие, образованные люди. Успешный человек, воспитанный на духовно-нравственных ценностях своего народа сможет многого достичь и принести немалую пользу обществу. К тому же, чем лучше мы знаем свои корни и традиции, тем с большим пониманием и уважением относимся к культуре других народов. Только так можно воспитать толерантное отношение друг к другу. Хочется верить, что создание Автономии татар Бурятии сможет внести свой вклад  в решение именно таких задач нового тысячелетия.



1-4. Из книги «Афоризмы и максимы тысячелетий» З.М. Фаткудинова

В лунном свете пустыня "Скачать плагин на сервер боти"выглядела жутковато глубокие тени контрастировали со сверкавшими, словно иней, песчинками.

Пришел "Скачать торрент игры на поиск предметов"еще один, потом еще один, пришли и остальные, а Мастер Синанджу сидел "Скачать игры и регистрации без ключ"с каменным лицом и ледяным взором.

Вы просто животное, отрезала "Прошито и пронумеровано скачать"Дара.

Рабинович не испытывал своих способностей на уборщицах и прочем персонале.

Меня гораздо "Разговорник тайско русский скачать"больше беспокоит мой багаж.

Все мы, несчастные краснокожие, когда-то пришли через Алеутские острова из Азии.

 

Мечеть в Казани

Традиционная религия татар - ислам суннитского толка, за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв. Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, предки современных татар - булгары начали приобщаться к мусульманству уже в первых десятилетиях IX в., и этот процесс завершился в 922 г. провозглашением Ислама официальной религией Волжской Булгарии.

Принятие ислама открыло возможность для приобщения к передовой арабо-мусульманской культуре, широкого проникновения в Волго-Камье распространенных на Востоке научно-философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих булгар. Были заложены основы для просвещения, налаживается система обучения. Мусульманская школа являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения.

Тяжкие испытания выпали на долю татар после покорения русскими Казанского ханства в 1552 г. С этого времени начинается планомерное наступление государства и церкви на Ислам, особенно ужесточившееся с начала XVIII в., со времени правления императора Петра I. Процесс обращения "иноверцев" проводился при усиленном экономическом давлении на тех, кто не желал креститься: земли иноверцев-помещиков отписывались государю, новокрещеным же на 3 года предоставлялись налоговые льготы, а все поборы на них были переложены на плечи оставшихся в "неверии" татар-мусульман. Миссионеры оскверняли мусульманские кладбища, надмогильные плиты клались в основания строившихся православных храмов. По указу 1742 г. началось разрушение мечетей: буквально за два месяца в Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии из 130 - 98, в Астраханской из 40 - 29.

Татары не выдержали: с одной стороны стало массовым их бегство в те районы, где жизнь была полегче. Наиболее доступным из таких районов было Приуралье, Заволжье; с другой стороны, они приняли активнейшее участие в ряде восстаний, в том числе и в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева (1773-75 гг.), потрясшей все основы феодальной России. В этом противостоянии татар еще больше усилилось объединяющее влияние ислама и мусульманского духовенства. Даже в дорусский период татарской истории, когда ислам занимал главенствующие идеологические позиции, он не играл такой значительной роли в духовной жизни народа, как в период гонений и притеснений второй половины XVI- середины XVIII вв. Ислам начал играть громадную роль в развитии не только культуры, но даже и этнической идентичности. По-видимому не случайно, что в XVIII-XIX вв. многие из татар Поволжья и Урала, определяя свою этническую принадлежность, предпочитали именовать себя мусульманами.

Татарский народ отстоял в борьбе с духовным игом самодержавия и православия свое историческое лицо, но эта борьба за выживание по крайней мере на два столетия задержала естественный ход развития светской культуры и общественной мысли. Он возобновляется в последней четверти XVIII в., когда самодержавие, напуганное нарастанием национально-освободительного движения среди мусульман Поволжья и Урала, меняет тактику. Реформы Екатерины II легализуют мусульманское духовенство - открывается Оренбургское духовное собрание (Оренбургское духовное собрание - орган управления мусульман, открыто в 1788 г. с центром в г.Уфе), создают предпосылки развития татарской буржуазии, секуляризации общественной мысли. Постепенно созревают силы, ощущающие потребность общественных перемен и отхода от догм средневековой идеологии и традиций, формируется реформаторско-обновленческое движение, получившее название джадидизма (Джадидизм, то есть "новый метод", от ысул-и джадид): реформаторство религиозное, культурное и, наконец, политическое (конец XVIII- нач. XX вв.).

В татарском обществе до начала XX в. сменились три поколения исламских реформаторов. К первому их поколению относятся Г.Утыз-Имани (Г.Утыз-Имани - 1754-1834 гг.; поэт и ученый - богослов, в своем программном сочинении "Мухаммат аз-заман" (Задачи времени) (1820 г.) призывал просвещенных соотечественников отказаться от противостояния новшествам, высказываясь в пользу культурной, просветительской деятельности среди народа) и Абу-Наср ал-Курсави (Абу-Наср ал-Курсави - 1776-1812 гг.; был первым религиозным деятелем среди татар, выступивших против исламской схоластики). Основным и наиболее ярким представителем второго поколения религиозных реформаторов был Шигабуддин Марджани (Шигабуддин Марджани - 1818-1889 гг.; богослов, историк, просветитель. Его целью было преобразование сознания мусульман. Он призывал к очищению Ислама от позднейших наслоений и предлагал руководствоваться иджтихадом). Суть религиозного реформаторства заключалась в отказе от исламской схоластики и поиск новых путей осмысления Ислама.

Деятельность мусульманских реформаторов последнего поколения пришлась на период развертывания в татарском обществе культурного реформаторства и на этап втягивания джадидов в политику. Отсюда две основные особенности мусульманского реформаторства среди татар конца XIX первых десятилетий XX вв.: стремление рассматривать ислам в рамках культуры и активное участие в политике. Именно это поколение реформаторов через радикальное реформаторство начала XX в. обеспечило движение татарско-мусульманской уммы к секуляризации. Наиболее видными представителями данного поколения мусульманских реформаторов были Ризаутдин Фахрутдинов (Ризауддин Фахрутдинов - 1858-1936 гг.; журналист, историк, богослов, писатель, видный деятель Духовного управления (с 1922 по 1936 гг. - муфтий), является автором 147 книг и более 300 статей), Муса Ярулла Биги (Муса Ярулла Биги - 1873-1949 гг.; богослов, публицист и общественный деятель, автор многочисленных работ по Исламу. Был глубоко вовлечен в политическую жизнь мусульман России, будучи секретарем всех мусульманских съездов, проходивших в 1905-1917 гг. Поэтому он глубоко осознавал роль Ислама как политической силы), Габдулла Буби (Габдулла Буби - 1871-1922 гг.; богослов, просветитель, возглавлял известное Бубьинское медресе с 1900 г.), Зияуддин Камали (Зияуддин Камали - 1873-1942 гг.; богослов, философ, преподаватель, возглавлял знаменитое медресе "Галия" в г. Уфе с 1906 г.) и др.

Основным итогом деятельности мусульманских реформаторов явился переход татарского общества к отвечающему требованиям времени, очищенному Исламу. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа прежде всего через систему просвещения: джадидистские мектебе и медресе, через печатную продукцию. В итоге деятельности мусульманских реформаторов, у татар к началу XX в. вера в основном отделилась от культуры, а политика стала самостоятельной сферой, где религия уже занимала подчиненное положение.

Секретарше посла "Скачать xx xx"Анна сказала, чтобы он позвонил ей, когда план рухнет.

поинтересовался Билл Роум, удивленно "Календарь игр украинской премьер лиги"оглядываясь.

Римо склонился над Берри, Смит подбежал к ним.

Я больше не могу "Песни про любовь новинки скачать"вынести такое напряжение.

Да потому, что экономика в его старом "Проекта ае скачать"мире была начисто, до фундамента, развалена десятилетиями правления придуманной большевиками Системы.

В "Скачать natalia oreiro esso esso"конце концов, он не опекун Берри Швайда.

 

Байкальский Сабантуй встречает друзей

День выдался солнечным, веселым и радостным. Конечно, летом в Бурятии теплых деньков всегда предостаточно, но этот день был не просто летним, он был сияющим, напоенным ароматом луговых трав и возвышенно-праздничным.

Потому что 21 июня 2008 года в селе Мухоршибирь Мухоршибирского района республики Бурятия прошёл третий Республиканский Сабантуй – добрый и светлый, дружный и задорный татарский национальный культурно-спортивный праздник! Он принёс с собой хорошее настроение, соревновательный дух и массу ярких, неизгладимых впечатлений, которые остались в сердце каждого, кто присутствовал на нем. Все гости и участники праздника искренно выражали огромную признательность Автономии татар Бурятии, Администрации Мухоршибирского района, с. Мухоршибирь и Центру сохранения и развития национальных культур «Малая родина» за высокий уровень организации Сабантуя.

Зрелищные татарские народные игры, перетягивание каната, национальная борьба курэш, конкурс на лучший стол татарской кухни, гости и участники соревнований, спортсмены и артисты, дети и взрослые – всё это было украшением программы Сабантуя – самого популярного и почитаемого национального праздника татарского народа.

Подробнее...

 

Традиционная праздничная культура татар

Эмблема сабантуя

Наряду с мусульманскими праздниками, которые отмечались по скользящему лунному календарю, в традиционной праздничной культуре заметное место занимали народные праздники и обряды, проводимые в определенное время года, и, как правило, связанные с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ.

Главный из этих праздников - Сабантуй. Следует отметить, что в традиционном быту Сабантуй являлся народным праздником казанских татар. Мишари его не праздновали. Однако в аулах Самарского края, по крайней мере в конце XIX- нач. XX вв., его праздновали повсеместно, хотя и в разные сроки. В Камышлинском районе - это весенний праздник, проводимый до сева яровых культур, в то время как в аулах северо-запада Самарской области его праздновали летом, после всхода хлебов под названием Майдан.

Основные моменты, характерные черты его заключались в следующем. Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. На следующий день - кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самых лучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями, группами, поодиночке, со своими музыкантами.

Подробнее...

 

Дни татарской культуры

Вздорная, "Nod32 antivirus 5 ключи бесплатно"кислая, сентиментальная дурочка, без конца томно закатывает глазки и сюсюкает, голова набита опилками, послушали бы вы, "Скачать карты для яндекс навигатор"что она несет о зайцах и звездах.

Каждый способ убийства был описан на отдельном камне.

Он взял буханку и флягу с водой к Арке Голубой Птицы.

Ай-яй-яй, глядите-ка, а вот и мой старый приятель Джиро!

Бронзини направил танк через шоссе, и клацанье гусениц по асфальту сменилось хрустом перемалываемого песка.

И шлем я тоже проверил несколько раз.

Это весьма необычно и "Книга бородиной о похудении читать"нарушает установившийся порядок вещей,-сказал "Скачать вксавер для "архангел Михаил.

Если этот мир уже успел наскучить вам, "Power dvd проигрыватель скачать бесплатно"мы можем в одно "Песня скачать день рождения"мгновение перенести вас в любое "Мифы о россии книга"другое место и другое время эпоху и страну, разумеется, вы "взять выгодный кредит"выберете сами.

Он "Скачать темы для виндовс виста"нагнулся, чтобы рассмотреть ее поближе.

Я сейчас "Скачать фильм для телефона самсунг"же отплачу этим весельчакам!

Но сначала он должен был исполнить желание "быстрый потребительский кредит"Вестфала привести к "Скачать супер картинку"нему Илит.

Исаака заточили в монастырь Виры близ Макры и Кипселы, где лишили зрения.

Ни "Скачать техническое условие"один человек не знает, что он натворит через миллион лет, и ни от чего он "Скачать темный эльф сальваторе"не должен отрекаться.

В настоящее время он был "Ожегова шведова словарь"назначен начальником военного стрельбища в Кираль-Хиде и, помимо того, исполнял какие-то функции в "Торсунов скачать книгу"хозяйственной части военного лагеря.

Как полагает капитан Робладо, доблестный начальник экспедиции, это та самая "Коды к игре skyrim 5"девушка, которая была похищена несколько дней назад из "Еньки еньки скачать"ранчо в дальнем конце долины.

С этими словами он вошел в "Скачать кил кил"ворота полицейского управления.

Жестокая короткая схватка, но ты побеждаешь, "Скачать чит кф мульти"и отныне твой укрощенный соперник вынужден платить "Лучшие рс игры 2012"тебе золотую дань, вливаясь в твое могучее русло, и "Скачать пв пвп сервер"ты величественно катишь свои воды вперед.

скомандовал фельдкурат, и команда была исполнена быстро, стремительно и четко.