ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Баталова С.Р.


В наступившем XXI веке человечество столкнулось с задачами общемирового масштаба: все острей становятся проблемы национальной нетерпимости, регионального сепаратизма, классового и конфессионального экстремизма, все актуальней осознание единства общечеловеческих ценностей и принципов существования на Земле. Взаимоуважение, согласие, сотрудничество могут иметь место только в случае, если у субъектов толерантности – разных, нередко, с взаимными претензиями и полярными взглядами и интересами, имеется общая основа, позволяющая им вступать в активный диалог, выявлять общее и значимое в сфере фундаментальных принципов, базовых ценностей и долговременных интересов.

Рост исследований, посвященных политическим, социально-экономическим и культурным проблемам полиэтнических обществ, свидетельствует об усилении интереса ученых к изучению перспектив их мультикультурного развития. По словам П. Степанова, в современных обществах (где первостепенное значение имеет личность, ее интересы и права, возможность свободного выбора ею приемлемого образа жизни), открытых для проникновения  других   культур,  происходит  их смешение и взаимопроникновение. Такое явление получило название ”мультикультура” и трактуется при этом не только как форма теоретической концептуализации роста этнического и культурного плюрализма современных национальных обществ, проблем межэтнической коммуникации, взаимодействия различных культур, но и как важное направление развития современной социальной теории /1/.

В отличие от поликультурности и межкультурного диалога, понятие “мультикультурность” является более емким и соответствующим принципу взаимообогащения и взаимодействия разнообразных культур. По мнению академика В.М. Матросова, мультикультурное общество – такая среда, которая обусловливает взаимодействие различных культур /2, С.262-272/.

 

По словам, О.В. Щедриной, сегодня в России можно отметить элементы и мультикультурализма и мультикультурных социальных практик. К ним, в первую очередь, необходимо отнести само существование многонациональной федерации, в которой субъекты в силу исторической традиции, выделены по этническому признаку. Наиболее явным признаком мультикультурной политики нашего государства являются национально-культурные автономии (НКА), действующие в соответствии с законом «О национально-культурной автономии», принятой в 1996 году. К 2002 году были созданы и прошли регистрацию 14 национально-культурных автономий федерального уровня, более 100 НКА регионального уровня и более 200 НКА – местного уровня.

 

Кроме того, интеграция России в Европу, расширение международных связей в мире, участие нашей страны в болонском процессе находятся в прямой зависимости от прихода в активную жизнедеятельность молодого поколения. Наиболее инициативным и целеустремленным лидером молодежи, представляющим его ценности, взгляды и установки, является студенчество, динамично устанавливающее контакты с окружающим миром, друг с другом, с гражданским обществом.

Однако проводимые социологические и педагогические исследования в различных сферах жизнедеятельности студенческой молодежи российских вузов показывают, что часть студентов испытывает трудности при общении с представителями различных культур и субкультур.

По мнению многих исследователей, существующая  модель подготовки специалиста высшей школы (современные квалификационные характеристики), наиболее полно удовлетворяет только профессиональным требованиям, в основном – социально-психологическим, и недостаточно обеспечивает развитие личностных и творческих качеств по причине отсутствия соответствующих разделов в учебных программах вузов /3/.

Тогда как личностная сторона модели специалиста предполагает наличие у него специфических социальных и психологических качеств (когнитивных, деятельностных, личностных, коммуникативных) через раскрытие возможностей субъекта, формирование его мотивов и интересов, воспитание потребностей в процессе целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента. Так, И.В. Жуковский считает, что современный специалист в условиях рыночной экономики – это личность не только творческая и способная к продуктивной интеллектуальной и организаторской деятельности, но и умеющая находить общий язык с представителями различных культур.

В контексте рассматриваемой нами проблемы важным является мнение ряда ученых (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Лавриков, В.А. Сластенин, Е.Э. Смирнова, Н.Ф. Талызина и др.), которые связывают профессиональную подготовку студентов с моделью их будущей деятельности. Где модель специалиста – знаковая, эмпирическая модель, создаваемая на основе анализа деятельности специалистов и окружающих их условий в социальной и профессиональной среде. Такая модель, с одной стороны, включает наиболее существенные характеристики и, с другой – соответствует требованиям, которые предъявляются к моделям, используемым для анализа социальных процессов.

Модель специалиста необходима и для понимания ситуации в целом (то есть, выходя за рамки вуза), и для предсказания изменений в области профессиональной подготовки по спецдисциплинам. При этом успешность модели зависит от умения педагогических коллективов приблизить реальные результаты к идеальным, желаемым, то есть от предвосхищаемого образа будущего специалиста.

По мнению Л.Ф. Гайсиной, модель выпускника вуза, обладающего интегративным качеством личности “готовность к общению в мультикультурной среде” должна  включать такие личностные качества как эмпатия, толерантность, рефлексивность, к выделению ведущей мотивации своей деятельности [3].

Для создания модели специалиста вуза культуры, обладающего коммуникативными компетенциями, толерантностью и легко адаптирующегося к условиям мультикультурной среды социума ректорат Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) вначале инициировал проведение социологического исследования «Уровень толерантного сознания современного студента вуза» [4].

Опрос показал, что трудности в общении с представителями других национальностей возникали неоднократно у 17,3% опрошенных студентов. У 46,6% такие трудности возникали редко, практически треть респондентов никогда не имели сложностей при взаимодействии с людьми других этнических групп. Исходя из приведенных в таблице 1 данных, ясно, что наиболее частая ситуация, в которой происходит нарушение прав человека, исходя из его национальности, является бытовое общение. В целом по вузу таковых респондентов оказалось 16,8 %.

Таблица 1

 


Конкретизируют формы негативных межэтнических отношений, очевидцами которых были респонденты следующие результаты: недружелюбие, неприязненные высказывания о людях другой национальности 38,7%, неуважение к обычаям и традициям, языку других народов 31,4%, отрицательное отношение к выходу замуж за человека не своей национальности 19,9, назначение на руководящую работу или престижную должность по национальному признаку 17,8%.

Рассматривая различные формы интолерантного поведения, с которыми респондентам лично приходилось сталкиваться, выявлено, что большинство студентов (74,3 %) не имели такого опыта. Некоторая доля опрошенных (16,8 %) заявили о том, что, несмотря на то, что  внешних признаков отторжения и неприятия нет, но они чувствуют негативное к себе отношение. Рассматривая различные формы интолерантного поведения, с которыми респондентам лично приходилось сталкиваться, выявлено, что большинство студентов (74,3 %) не имели такого опыта. Некоторая доля опрошенных (16,8 %) заявили о том, что, несмотря на то, что  внешних признаков отторжения и неприятия нет, но они чувствуют негативное к себе отношение.

Таким образом, социологический опрос показал, что проблемы национальной напряженности, межнационального общения, диалога культур существуют на бытовом уровне в скрытой форме. Здесь необходима серьезная просветительская и профилактическая работа по улучшению позитивного фона мультикультурной среды самого социума, где важную роль будет играть научно-творческий потенциала вузов культуры.

Восточно-Сибирская академия культуры имеет многолетний позитивный опыт межкультурного сотрудничества и многонациональный состав студентов из различных регионов России и зарубежья (Алтай, Тыва, Хакассия, Саха, Бурятия, Иркутская, Читинская области, Монголия и др.). Коллектив академии понимает важность формирования коммуникативных компетенций будущего специалиста, модель толерантного поведения которого будет оказывать влияние на развитие социально-культурного пространства региона Восточной Сибири.  

Поэтому, в 2008 году при ВСГАКИ был создан  Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности (БЦКРиТ). Центр несет культуротворческую миссию, создавая для коллектива академии, этнических и конфессиональных сообществ республики мультикультурную образовательную среду, обеспечивающую равные возможности получения поли- и этнокультурного образования для населения, включая студентов разных расовых, этнических и социальных групп.

В целом, мультикультурная образовательная среда ВСГАКИ включает в себя: БЦКРиТ (Байкальскую школу толерантности, Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры»), научную библиотеку, музейные экспозиции, творческие и научно-исследовательские лаборатории, эко-культурное пространство «Байкалия» (СОЛ в п. Энхалук, анимационные площадки ВСГАКИ в Бурятии), инновационные образовательные программы, проекты, научно-методические комплексы, образовательные  технологии, этно-мониторинг среды и этнокультурную продукцию.

Для обучения молодежи продуктивному межкультурному, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию и консолидации творческих сил при БЦКРиТ действует Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры», в который вошли студенческие лидеры и активисты молодежных землячеств со всех курсов академии. При поддержке центра толерантности «Байкальские кедры» проводят студенческий Этно-форум, дни национальных культур татар, бурят, русских, эвенков, якутов, тувинцев, украинцев.

Для развития и сетевого взаимодействия различных культур, формирования коммуникативных компетенций лидеров и активистов «Байкальских кедров» по инициативе БЦКРиТ была открыта Байкальская школа толерантности (БШТ), работа которой осуществлялась согласно разработанной автором инновационной образовательной программы продуктивного межкультурного взаимодействия «Мы – вместе».

В течение года были проведены круглые столы по проблемам межнациональных отношений с приглашением представителей органов власти республики, общественных организаций, конкурсы фото-композиций, рисунков, эссе на тему «Мы разные, но мы – вместе» и «Диалог равных». Слушатели БШТ активно участвовали в проведении семинаров-тренингов «Курс молодого лидера некоммерческих общественных организаций», где обучались этнокультурному и соцокультурному проектированию, общению, менеджменту, фандрайзингу, риторике и др. По окончанию школы они успешно защитили собственные социальные проекты и получили удостоверения государственного образца.

Основным результатом работы БЦКРиТ ВСГАКИ в 2008-2009 году стал рост социальной активности студенческих национально-культурных центров, лидеров и активистов академии, снижение скрытой межнациональной, социальной конфликтности в молодежной среде, налаживание диалога друг с другом, чему способствовала творческая продуктивная совместная деятельность студентов, преподавателей и активистов национально-культурных центров Бурятии.

Сегодня центр культурного разнообразия и толерантности совместно с экспертным советом по воспитательной работе разработал и внедряет инновационную воспитательно-образовательную программу «Виват, академия!», посвященную 50-летию ВСГАКИ. Для реализации программы созданы шесть подразделений: агентство «Профи», агентство «Креатив», студенческая общественная организация «Байкальские кедры», «Здоровье», агентство инфокоммуникаций, институт кураторов.

В основу разработанных инновационных программ автором положена  модель компетенций «Эффективная коммуникация» с поведенческими индикаторами, необходимыми для продуктивного общения. Модель компетенций создана с целью определения единых требований к знаниям, умениям, навыкам и личностно-деловым качествам студентов, которые влияют на конкурентоспособность специалиста в будущем, эффективную деятельность в области межкультурных коммуникаций, межэтнического взаимодействия.

У компетенции 12 поведенческих индикаторов, которые при наличии высокого уровня профессионализма идут со знаком +. Для анализа и сбора информации по выделению поведенческих индикаторов использовались методы: специально разработанные опросники двух типов «открытого» и структурированного, прогностическое интервью, анализ маркетинговых стратегий межкультурного менеджмента российских корпораций.

Разработанные автором инновационные воспитательно-образовательные программы и модели, позволяют формировать модель специалиста, способного успешно адаптироваться в мультикультурной среде социума, что дает ему возможность применять творческие умения и навыки межкультурного и межэтнического общения как в семье и социально-общественной сфере, так и профессиональном сообществе.

Наш опыт показывает, что модель специалиста, обладающего коммуникативными компетенциями может быть реализована только в случае, когда в мультикультурной образовательной среде вуза студенты постоянно осуществляют продуктивное межэтническое взаимодействие по созданию различных образовательных продуктов совместно с преподавателями, имеющими ярко выраженные творческие, коммуникативные, лидерские, организаторские качества.

Литература:

  1. Крылова, Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. – М.: “Инноватор”, вып.4. - 1996. - С.132-152.
  2. Матросов, В.М. Наука для XXI века. Новые обстоятельства: Мат. всемирной конф. в Будапеште. – М.: “Вестник РАН”, том 70. - №3. - 2000. – С. 262-272
  3. Гайсина, Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 113 с.
  4. Татарова, С.П. Оценка, анализ и  технологии формирования толерантности в условиях вуза культуры [Текст]: анализ результатов социологического исследования / С.П. Татарова, С.Р. Сотникова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. – 60 с.
  5. Сотникова, С.Р., Научные подходы к реализации концепции Байкальского центра культурного разнообразии и толерантности ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств / С.Р. Сотникова. – Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. – 52 с.

 

Внезапно, высоко наверху, справа от меня, примерно на расстоянии тридцати ""футов над пересекающимися балками промелькнули голова, рука и плечо.

Этот человек завалил ""дело, и он показал на сидящего "Скачать карнеги книги"за столом молодого генерала.

Ни Рейн с его ""замками на скалах, ни ""берега древнего Средиземного моря, ни острова Вест-Индии ничто не может сравниться с тобой.

Чиун смотрел на Немуро Нишитцу.

Не слушайте его, Император, вмешался Чиун.

Посмотрим, что я смогу для вас найти.

Я воздержался от замечаний по поводу туманности ее ответа, хотя в скором времени ожидал вопросов с ее стороны по поводу моих планов.

Если я правильно интерпретировал его выражение, ему было "Microsoft office 2010 пробная версия скачать"что сказать.

К высшему посвящению ты не допущен.

Да, прикрой "Скачать электронную библиотеки"ее, Войт, только не запирай.

Дорийский диалект не ограничивался рамками племени или местности, где жили дорийцы.

Занимайте эту комнату, предложила она, открывая дверь темного дерева.

Это могло "Скачать спрей для css v34"быть также, я предполагал, даже чем-то более серьезным, что произошло в "максимальная сумма кредита"результате свершившейся "Скачать песню кавказскую"катастрофы возможно даже, ненамеренным побочным эффектом разрушения."быть также, я предполагал, даже чем-то более серьезным, что произошло в "городской культуре и тогда уже"быть также, я предполагал, даже чем-то более серьезным, что произошло в "культуры что я и сделал Зайдя

Билли старался сдержать себя, "Скачать игру леталки"жить настоящим.

Первое, что я сделал, "страхование потребительского кредита"получив деньги, возместил Вишенке и Ли Пяо расходы "Скачать игру наследие королей"на организацию моего бегства.

Надеюсь, ты не собираешься уехать "Виста виндовс скачать"отсюда, со смешком сказала "Скачать к"Некротика.

Оглядевшись, Мак заметил среди стражи двух бородатых "Скачать бесплатную версию касперского"солдат тех самых, которые обсуждали свои коварные "Скачать песню каролины"планы во время передышки между двумя учебными поединками.

Опора с перепутанными проводами по-прежнему стояла на месте.