УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ
В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА


С.Р. Баталова, В.Н. Рябушев

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Как показывает современный мировой опыт, эффективной стратегией регулирования общественных отношений в городах с полиэтничным составом населения является интеграция. Культурное взаимодействие народов, торговые отношения и связанные с экономическими отношениями культурные обмены были и остаются важным фактором объединения народов России.

 Успешность осуществления этой деятельности напрямую связана с реализацией принципов интернационализма, понимаемого как тип взаимодействия на основе равноправия, взаимоуважения и сотрудничества представителей разных национальностей, а также утверждения представления о поликультурном пространстве города как среде, основанной на интеграции и продуктивном межэтническом взаимодействии разных культур, которая будет содействовать процессам формирования общероссийской идентичности /1/.

Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей межкультурной интеграции. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный общий менталитет у представителей различных этносов. Можно констатировать существование на территории региона социокультурной общности, члены которой тесно связаны в историческом, экономическом и культурном аспектах. Весомый вклад в дело изучения и демонстрации культуры и межкультурных коммуникаций народов Бурятии и Байкальского  региона вносит Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ФГОУ ВПО ВСГАКИ).

Коллектив академии понимает, что культура не может транслировать себя только самостоятельно и разовыми культурными мероприятиями, фестивалями и форумами проблемы межнациональной напряженности и конструктивного межэтнического взаимодействия решить невозможно. На современном этапе развития цивилизации необходима иная, инновационная стратегия и продуманная комплексная программа  взаимосотрудничества народов и общностей, основанная на деятельностном подходе. Где через совместное Творчество, Культуру и Образование будет тиражироваться позитивный опыт, обеспечиваться взаимное познание, взаимопонимание, формироваться позитивный образ дружбы народов, особенно в молодежной среде.

 

Для этого необходимо создавать модели мультикультурной многофункциональной городской среды, позволяющей учитывать интересы жителей социума, учащихся и студентов, учреждений образования и культуры, муниципальных органов власти и гражданских институтов. Для реализации этих идей весной 2008 года во ВСГАКИ был организован Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности (БЦКРиТ). Миссией центра является: «от этнокультуры каждого через совместное творчество и энергию молодых к согласию и дружбе между народами - Мы вместе в Единой России».

 

 

В октябре 2008 г, во время проведения месячника толерантности при БЦКРиТ ВСГАКИ создан Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры», в который вошли студенческие лидеры и активисты со всех курсов академии, представляющие армянское, монгольское, бурятское, русское, китайское, украинское, эвенкийское, тувинское, польское, еврейское, польское, татарское, якутское землячества.

…Байкальский кедр является одним из уникальных творений природы, обладающим статью и красотой, мощью и целебной энергетикой. Дары Байкальского кедра бесценны - его хвоя, кора, смола, кедровое масло, орехи и шишки дают человеку и животным здоровье и пропитание, укрепляют дух и жизненные силы организма. Молодежь, живущая у берегов Байкала, вскормленная этой благодатной землей, искренна, справедлива, добра и терпима, - умеет жить в жестких природных условиях резко континентального климата; она надежна и трудолюбива, патриотична и щедра, - умеет ценить дружбу и взаимовыручку.

В Восточно-Сибирской Академии культуры и искусств обучается именно такая студенческая молодежь из Тывы, Китая, Монголии, Хакассии, Алтая, республики Саха, Забайкальского края, Иркутской области и Бурятии, - ее гражданская активность, целеустремленность и креативность нацелены на решение задач сохранения, развития культуры и культурного разнообразия народов России, укрепления межнационального единства и согласия российского демократического общества. Лидеры молодежных землячеств академии как байкальские кедры, устремленные ввысь, отдающие себя на благо людей, - молоды и мобильны, творчески активны и продуктивны. Их поддержка и обучение - основная цель, стоящая перед Байкальским центром культурного разнообразия и толерантности ВСГАКИ.

Идея вовлечения студенческой молодежи для участия в приоритетных национальных проектах возникла в 2007 году, когда стали реализовываться разработанные одним из авторов этой статьи инновационные образовательные  проекты:

  1.  1. Проект «Создание Центра развития национальных культур народов Бурятия на базе школы диалога культур № 19 г. Улан-Удэ» стал участником федерального национального проекта «Образование», научный руководитель Баталова С.Р. (по итогам 2007 года школа № 19 – экспериментальная культурологическая площадка ВСГАКИ является победителем среди общеобразовательных школ Российской Федерации, успешно осуществляющих инновационные программы).
  2. 2. Проект «Разработка модели межэтнического взаимодействия на базе Центра развития национальных культур народов Бурятии» (научн.рук. Баталова С.Р.), осуществляемый Региональной национально-культурной автономии татар Республики Бурятия (РНКАТ) и ВСГАКИ, получил государственную поддержку Администрации Президента РФ (№ 628-рп РФ от 15.12.2006).

Имея профессионально подготовленные человеческие ресурсы, такие как студенты-дипломники ВСГАКИ, мы смогли создать мультимедиа, презентационную компьютерную программу «Национально-культурные автономии и центры Республики Бурятия». Студенты факультета информационно-коммуникационных технологий Института экономики, управления и информационных технологий и старшие школьники оказали информационную поддержку изданию, разрабатывали дизайн, программную оболочку, логотипы, видео-интервью с лидерами НКЦ и НКА, фото-галереи центров. В итоге получилась востребованная школьниками, студентами, педагогами обучающая, информационно-консультационная программа. Выпуск диска был осуществлен при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия.

Кроме того, продуктивная деятельность по проектам включала создание студентами открыток по охранительно-магической символике русского, татарского и бурятского народа, электронной презентации модели продуктивного межэтнического взаимодействия, сайта и форума школы №19 для сетевого общения с сельскими школами и студентами.

В целом, в проектах приняли участие педагогические и ученические коллективы школы № 19 (около 600 чел), школ с. Харашибирь (96 чел), Старый Онохой (89 чел), студенты ВСГАКИ (10 чел), студенты ВСГТУ (2 чел) и национально-культурные автономии татар Заиграевского района (10 чел), Мухоршибирского района (8 чел), г. Улан-Удэ (3 чел), РНКАТ (12 чел), практическую помощь в сборе информации оказали национально-культурные центры республики.

Положительные результаты участия молодежи в этнокультурных проектах 2007 года дали толчок к развитию новых авторских идей 2008 года по созданию комплексной инновационной образовательной программы академии «Мы – вместе» и разработки современных механизмов межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимосотрудничества.

Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры» 16 ноября 2008 года в Международный День толерантности при поддержке БЦКРиТ и ректората академии осуществил новый проект «Молодежный Этно-форум ВСГАКИ», в рамках которого были представлены:

  • конкурс сочинений, фото-композиций, рисунков на тему «Диалог равных».
  • круглый стол «Формирование моделей толерантного поведения молодежи».
  • электронные презентации молодежных землячеств.
  • праздничный концерт «Мы разные, но мы вместе».

На форуме присутствовали молодые активисты национально-культурных центров республики, представители Комитета по делам молодежи РБ, Комитета по межнациональным отношениям Правительства РБ, деканы факультетов, «Байкальские кедры», преподаватели и студенты. Диалог получился конструктивным, обозначил проблемы межнациональных отношений и толерантности молодежи и перспективы их развития.

Общие выводы, сделанные участниками круглого стола таковы:

  • необходимо создавать студенческое информационное поле ВСГАКИ (сайт и форум газету «Байкальские кедры»);
  • для решения межэтнических проблем в молодежной среде необходимо проводить силами БК дни национальных культур; дни национальной кухни, этно-дискотеки, создать фотоколлаж «Диалог равных»;
  • для воспитания патриотизма необходимо до начала занятий включать гимн России в фойе академии, провести месячник ко Дню Победы «Чтобы помнили», разнообразить план воспитательной работы академии;
  • для воспитания гражданской активности силами БК проводить акции добровольческих дел в детских домах, коррекционных школах, круглосуточных садиках, реализовывать различные социокультурные проекты;
  • разработать курс молодого лидера Байкальской школы толерантности;
  • разработать  мультимедиа презентационное издание «Tolerance - российская модель»;разработать  мультимедиа презентационное издание «Tolerance - российская модель»;
  • для создаваемой в республике туристско-рекреационной зоны необходимо расширять культурное пространство, демонстрируя культуру не только коренных народов, но и тех, у кого прослеживается интересный исторический след в Байкальском регионе;
  • Правительству республики при разработке инвестиционных проектов необходимо обратить внимание на серьезный научный и творческий потенциал ВСГАКИ, на нашу инициативную и креативную молодежь;
  • проводить презентации ВСГАКИ как территории толерантности на различных городских и республиканских мероприятиях.

Главным итогом проводимых БЦКРиТ мероприятий стала активизация молодежи, создание мотивации для продуктивного межэтнического, межкультурного взаимодействия и конечно, разработка новых инновационных проектов, таких как «Россия молодая» (по созданию культурно-спортивного Этно-комплекса ВСГАКИ), «Байкальская школа толерантности» (курсы, семинары, электронные учебники по формированию толерантного поведения молодежи и молодых лидеров общественных организаций), «Байкал и Я» (по организации мест эко-культурного паломничества в Байкальском регионе).

На встречу 50-летия ФГОУ ВПО ВСГАКИ в 2010 году при поддержке Центра толерантности кураторами совместно со студентами была разработана воспитательно-образовательная программа «Виват, Академия!» по созданию инновационной модели молодежной политики академии через развитие активности, инициативности, самоуправления и продуктивности студентов в мультикультурной, творческо-развивающей, информационно-коммуникационной, воспитательно-образовательной среде. Программа «Виват, академия!» одобрена ученым советом в преддверии нового учебного года.

Целью проведения региональных мероприятий в программе является расширение культурно-образовательного пространства академии для реализации творческого потенциала студенческой молодежи, развития рефлексивности социально-профессионального мышления, приобретения опыта управления социокультурными проектами, укрепления и развития межкультурных коммуникаций между вузами, органами власти и гражданскими институтами.

Целью общеакадемических мероприятий является формирование коммуникативных, лидерских компетенций студентов, толерантного поведения и активной гражданской позиции через внедрение в воспитательный процесс инфокоммуникационных, социокультурных,  образовательных  технологий, коллективную продуктивную, творческую, проектную деятельность кураторов и студентов в развивающемся мультикультурном воспитательно-образовательном пространстве академии.

Для осуществления этих целей при поддержке ректората были созданы новые структурные подразделения ВСГАКИ, осуществляющие воспитательную работу:

1. Студенческая общественная организация «Байкальские кедры».

Кредо: Диалог равных через развитие молодежных инициатив, добровольчество и продуктивную коллективную деятельность.
Структура: Совет студенческого самоуправления, студенческий профком, Совет студенческих национально-культурных центров, народная студенческая дружина, агитбригада.

2. Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности.

Кредо: Мы разные, но мы вместе в согласии и дружбе живущие в России! Разработка и внедрение стратегий, инноваций, проектов, программ и межрегиональное, международное сотрудничество.
Структура: Байкальская школа толерантности, национально-культурные центры Республики Бурятия.

3.    Агентство «Здоровье».

Кредо: Здоровье каждого – позитивный настрой всех!

4.    Агентство «Креатив».

Кредо: Дерзай, твори: Зажги новую звезду ВСГАКИ!
Структура: студенческий учебный клуб – агитбригада - студпрофком

5.    Агентство инфокоммуникаций.

Кредо: Информация о ВСГАКИ, доступная всем: от каждого студента до каждого жителя Бурятии.
Структура: пресс-центр, радиостудия

6.    Агентство «Профи».

Кредо: Профессионалами становятся во ВСГАКИ!
Структура: лаборатория «Дизайн»,  лаборатория «Технолог», студпрофком, научные студенческие общества факультетов и институтов

7.    Институт кураторов.

Кредо: Активное, творческое, продуктивное взаимодействие с разными и равными.
Структура: Экспертный Совет по воспитательной работе, Советы кураторов факультетов, кураторы групп

В целом, разрабатываемая БЦКРиТ модель продуктивного межкультурного взаимодействия включает в себя три взаимосвязанных компонента:

  • компонент, позволяющий раскрыть и реализовать личности свой творческий потенциал в образовании, культуре, искусстве, в социуме;
  • компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной  культуры и традиции;
  • компонент, создающий условия для включения личности в общероссийскую модель активного, творческого, продуктивного, толерантного гражданина общества.

Целесообразность разрабатываемых и реализуемых студентами социокультурных проектов  для нужд и потребностей города, региона и целевых групп заключается в следующем:

  • создание особого коммуникативного пространства – пространства взаимодействия, обучения и общения всех заинтересованных участников. Разрабатываемые БЦКРиТ модели и проекты призваны содействовать развитию исторически сложившихся традиций внутригородского общежития, нравственных устоев многонационального российского общества и позволяют решить многие проблемы в сфере межэтнических отношений и социализации личности /2/.
  • успешная адаптация студентов в сфере будущей деятельности, которая зависит от накопленного в процессе обучения опыта практической деятельности, расширения диапазона освоенных технологий. Лидеры и активисты «Байкальских кедров» реализуют свои творческие идеи в окружающем социуме, самостоятельно управляют своими проектами, что готовит студентов и выпускников к работе с различными социальными и демографическими группами.
  • создание моделей эко-культурного пространства в природном городском ландшафте г. Улан-Удэ, Бурятии и России в целях реализации творческого потенциала студентов, учащихся, потребителей услуг и расширения сферы влияния учреждений культуры и искусств через применение инновационных форм и методик на духовно-нравственное, патриотическое, гражданское воспитание  подрастающего поколения и молодежи.

Для реализации программы социокультурного развития столицы Бурятии академия готова содействовать внедрению творческих проектов студентов в различных общественных, муниципальных и государственных институтах.

Проекты БЦКРиТ, реализуемые студенческой молодежью основаны на принципах взаимопонимания, уважения, согласия, добрососедства, соборности, доверия между народами и воспитывают умение жить в согласии со своей совестью, традициями, своей ментальностью. Где культурная сфера позволяет представителю того или иного этноса, носителю традиций, обычаев, мировоззрения своего народа реализовать себя, ощущать свою значимость, востребованность обществом, где через культуру человек может себя идентифицировать, найти и защитить себя от усредненности и нивелирования.

Создание проектов предполагает разработку модели культурной толерантности, где чужой материал делают понятным и своим через осознание единых основ мироздания и актуализацию незнакомого; встречу замыслов и рождений на их основе нового, единого (мистерии, синкретического действа, зрелища);  рассмотрение замысла с разных сторон, из разных языковых пространств народов мира; театрализацию и анимацию культурных и народных праздников, гуляний как метаязыка, из которого происходят общечеловеческие основные понятия, категории, ценности.

Осмысление исторического и культурного содержания обычаев и традиций разных народов происходит через продуктивную деятельность каждого участника (студентов, активистов НКЦ, добровольцев) по работе в творческих мастерских, студиях и лабораториях; обустройства туристско-анимационных площадок, создание музейных этнокультурных экспозиций, создания образовательной и культурной продукции, показы театрализованных зрелищ и широкое вовлечение в него зрителей - гостей и жителей республики, туристов /3/.

В основе продуктивной деятельности студентов лежат анимационные, музейные, дизайн - и инфокоммуникационные технологии. Основные типы продуктивной деятельности – исследование, проектирование, системная организация и управление,  в которой осуществляется инициирование личностного самоопределения и формирование профессиональных качеств  студента.

Эффективность мероприятий отслеживается путем проведения социологических опросов жителей социума, школьников, педагогов и студентов, этно-мониторинга по знанию традиций, обычаев народов, живущих рядом друг с другом, уровню толерантности, а также методом контент-анализа и динамикой роста качества обучения, определяемой по результатам тестирования студентов.

Важным фактором, способствующим реализации проектов, является координация усилий со стороны ректората, коллектива ВСГАКИ, членов молодежных и национально-культурных общественных организаций, государственной и муниципальной власти.

Создаваемые студенческой молодежью ВСГАКИ мультимедйные этно-продукты могут внести достойную лепту как в развитие мультикультурного пространства столицы Бурятия – города Улан-Удэ, так и Байкальской туристической рекреационной зоны. Тогда все жители и гости столицы смогут изучать  разные национальные культуры республики, углубляя свои познания об этносах, субэтносах и конфессиях, культуре и искусстве Байкальского региона, а также получать новые умения в области компьютерных, анимационных технологий, коммуникативного общения.

В целом, разрабатываемые БЦКРиТ ВСГАКИ модели и проекты призваны содействовать развитию лидерских, организаторских, творческих, коммуникативных качеств и профессиональных компетенций, рефлексии и толерантности студентов, что должно стать одним из направлений молодежной политики муниципалитетов, и, в свою очередь, способствовать воспитанию социально активной, успешной и инициативной личности молодого россиянина как Специалиста, Профессионала и Гражданина своей страны.


Используемая литература:
  1. Уманский Я.С. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур // Педагогика. – 1992. - №№ 5,6.
  2. Экология – новая ось культуры // Культура мира: Взгляд из России: (Очерки, проекты). – М., 1999 . – C. 18 – 23
  3. Сотникова С.Р., Самсонов В.С. Образовательная   технология - базовая основа реализации творческого потенциала личности // Вестник БГУ. Теория и методика обучения в вузе и школе. Выпуск 10.– Улан-Удэ, 2004. – С. 127-137.

Я понял это так, что они готовы упрятать человечество в тюрьму, в больницу.

Взгляды, устремленные на него в ответ, были точно такие же, как в родной деревне, далеко на побережье Западно-Корейского Залива.

Однако пока "Скачать упражнения для похудения ляйсан утяшевой"что он оставался пленником этой женщины, а ей могло взбрести в голову все что угодно.

Пятьдесят, "Скачать игру gta iv"а может и и сто пятьдесят в зависимости от результатов тысяч.

Он великолепно прошел дистанцию.

Машина двигалась по Меррит-паркуэй, оставив позади серую громаду Манхэттена.

Проворные руки извлекли из-под "Скачать crack "бедуинской джеллабы что-то "кредит карты с лимитом до 750.000"узкое и шелковистое, поблескивающее на солнце.

Юный Доннерджек "Сердечки в контакте программа"долго смотрел на изображение родителей.

Вспомни, "Скачать вязание крючком для начинающих книга"что ты не дышишь, что твоя "Скачать книгу пока она умирала"нервная система это металлические нити и что я сжег "Microsoft office word 2007 скачать бесплатно программу"твое сердце."нервная система это металлические нити и что я сжег "городского Совета молодежи"нервная система это металлические нити и что я сжег "Ты предприниматель для молодых людей

Слабые прячутся за тусклыми "Rbk 470 прошивка"цветами, стараясь слиться с землей.

Когда он снова "Ким пять с плюсом игра скачать"посмотрел налево, ворон "Карты иркутской области навител скачать"исчез с плеча.

Крошечные брызги яда сорвались "Бизнес план кафе бара"с краев чаши, запачкав ей лицо и руки.