Как живешь, Автономия?

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла».
Н. Рерих
Озеро Байкал. Фото Р. Фахуртдинова.

Хоринский район Республики Бурятия. Фото Р. Фахуртдинова

Великое переселение народов оставило неизгладимый след в истории – тогда, во II-V веках появилась огромная страна – Дешт-и-Кипчак, тюркская культура доминировала от Альп до Байкала. Бай-куль – богатое щедротами Творца озеро, так его звали тюрки. «Бай кал, – оставайся богатым!», возможно, такое благопожелание произнес первый путник, увидевший море, полное рыбы, леса, богатые ягодами и орехами. И вот уже тысячи лет здесь живут люди, очарованные сакральным местом с мощнейшей энергетикой и первозданной чистотой.

И сейчас, постигая суть бурятских названий, Харашибирь – Кара Сибирь (Черная Сибирь), Онохой – Ана Кэй (Колодец Матери), Ангир - Ана  жир (Земля матери), Энхалук – Ана Халык (материнский род), понимаешь, что у нас – русских, бурят, татар, алтайцев,  хакасов, башкир… много общего: история, корни и прародина всего тюркского народа горный Алтай (Ал-тау – Первозданная гора или Алла-Тау - Божественная гора), простиравшийся в древности от Забайкалья и Прибайкалья практически до Урала. И лишь Создателю известно, когда история делает свой новый виток и возвращает все утерянное на круги своя.

В 1939 году, в соответствии с постановлением Советского правительства об освоении бурятских земель, татары Туймазинского, Нурлатского, Мензелинского, Сабинского, Ахтанышского и многих других районов Татарстана и Башкирии стали переселяться в далекое неизвестное Прибайкалье и Забайкалье, - а может быть они как потомки великих тюрков-кипчаков просто вернулись на давно утерянную родину предков. 5 мая 1940 года в село Старый Онохой Заиграевского района Бурятии целым эшелоном прибыли первые переселенцы из Ахтанышского района Татарстана (семьи Муктакасимовых, Шакировых, Сабирдзяновых и др.).

Дом и работу они нашли, обзавелись землей и хозяйством, но и не ведали, что потеряли. Ведь прибывших расселяли по всей республике, разъединяя те малые г руппы земляков с одного района или деревни по разным местам будущего проживания.

В итоге, произошла практически полная изоляция от родной культуры и языка.Я до сих пор с болью в сердце вспоминаю, как мои родители, дяди и тети, собираясь у бабушки на праздники, с нежностью и любовью пели «Умырзая», «Урман кызы» или «Райхан», как слушали со слезами на глазах и бережно хранили пластинки Ильгама Шакирова, Альфии Авзаловой, Фариды Кудашевой.

 

Но родные мотивы, татарский юмор, поддержка родных и друзей все-таки помогли сохранить тот татарский дух, который нет-нет, да и загорится в глазах моих соплеменников. Конечно, реалии современной жизни татар в отдаленных регионах таковы, что людей, живущих в четвертом-пятом поколении на чужбине, мало волнует собственная ассимиляция, смешанные браки, потеря связи с родиной предков. Основные проблемы татарских деревень в Бурятии – поиск работы и средств на учебу детей, на ремонт и строительство жилья, на развитие хозяйства, то есть выживание собственной семьи. Далеки мои земляки и от своей веры – ислама, традиционными остаются лишь поминальные обряды, да праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Тогда как ислам – это не только чистота тела, души, помыслов, это ведь и активная деятельность на благо людей. Такие нравственные и духовные категории воспитываются у ребенка с рождения, впитываются с молоком матери. И если женщина не знает основ своей веры, кроме «бисмилля», не понимает традиций и обычаев своего народа, не поет колыбельные на родном языке, то о повышении духовности нации остается только мечтать.

Однако нельзя обвинять татар, не знающих родного языка в том, что они манкурты. «Мин татармын!» - это проявляется на уровне подсознания, в личностных качествах человека. Да современный татарин часто не знает родного языка, не придерживается обычаев, не верует, но он сохранил национальные черты характера - ответственность, трудолюбие, татарскую «упертость» и жизнерадостность, исконно татарский юмор и гостеприимство, способность ладить с разными людьми независимо от их вероисповедания и национальности и т.п.

Исходя из проблем татарских общин в регионах, необходим иной подход к воспитанию и развитию этнокультурной личности татарина - здесь нужно создавать условия достижения успешности человека в жизни, чтобы он имел широкие возможности самореализации через национальную самоидентификацию. Вот почему, сохранение и развитие родного языка и культуры сегодня не должно быть самоцелью, а должно стать средством достижения более значимых для татарского народа целей развития и саморазвития активной, творческой и успешной личности татарина как гражданина России и Мира, воспитанного на духовно-нравственных традициях и культуре своего народа.

Возможно, это длинное вступление к теме статьи, но необходимое для понимания того, чем занимается наша автономия (интересно, что до ее создания в 2005 г. о татарах в Бурятии практически не было слышно). Не имея свободного доступа к информационной сети Республики Татарстан, находясь в информационно-культурном вакууме без татарского радио, телевидения, художественной литературы, концертов татарских артистов, выставок искусства татар мы стали искать иные пути для становления РНКАТ в нашем регионе. Зная специфику нашего региона, мы видели стратегию развития автономии как ресурсного информационно-образовательного центра, основными направлениями которой стали:

• Создание электронной базы данных РНКАТ РБ, которая содержит сведения о татарах Бурятии (пенсионерах, молодежи, ветеранах, сиротах, инвалидах, работающих), о деятельности районных ТКЦ и НКАТ, о воскресных татарских школах, архивные данные. Недавно от наших старожилов поступила информация о том, что известный памятник архитектуры столицы республики г. Улан-Удэ Гостиные ряды построен на средства «Товарищества волжских булгар» в 1843 году, а значит, татары в Бурятии живут уже более двух веков и являются ее коренным народом (как и все российские татары, внесшие достойный вклад в развитие государства)! Этот исторический факт для нас политически важен - РНКАТ не должна «брать членские взносы» на развитие родной культуры, как пытаются учить нас некоторые слишком «ретивые» местные чиновники. Наоборот, государство, говоря о культурном разнообразии народов России должно оказывать практическое содействие в развитии культуры всех своих коренных народов. Вот почему, в этом году Совет автономии принял решение о создании Книги почета РНКАТ, куда было решено включать наиболее достойных жителей Бурятии, внесших весомый вклад не только в сохранение и развитие культуры татарского народа, но и татар, оказавших влияние на развитие экономики республики.

• Создание татарских культурных центров и открытие татарских воскресных школ в селах компактного проживания татар. РНКАТ сегодня работает с жителями, учреждениями культуры и администрациями тех поселений, где имеется активное ядро татар. Мощный толчок к консолидации общины дал первый Республиканский Сабантуй-2005. Можно отметить, что после проведения Сабантуя были созданы новые фольклорные группы, кружки в воскресных школах,  появилось больше детей и молодежи. Не побоюсь сказать, что сейчас в Старом Онохое и Мухоршибири, где уже отзвенели сабантуи, стало «престижно» быть татарином, особенно умеющим петь, плясать, говорить на родном языке, потому что ты сразу попадаешь в творческую элиту, которая выступает по всей республике, встречает гостей, туристов и просто душевно общается друг с другом.

Недавно РНКАТ пригласили наши земляки из Селенгинского района РБ на празднование 200-летия п. Селендума. При поддержке автономии селендумские татары заняли первое место, показав гостеприимство татарского дома. А как мы гордились, узнав, что наш селендумский соплеменник Хайруллин Шайхулла Валиулович является героем соц. труда и обладателем бронзовой медали ВДНХ и его сын идет по стопам отца, а ветеран Великой Отечественной Войны Мухаметшин Гарапша Сафинович прошел всю войну до Берлина. Наше знакомство состоялось, благодаря Рябовой Фирдание Салаховне, которая долгие годы являлась главой администрации, а сейчас вот смогла объединить вокруг себя своих земляков, которые впервые увидели «Татарские новости», давно забытый курэш, вспомнили свои обряды, вместе готовили настоящую татарскую кухню. Что еще раз подтверждает,  один лидер может очень и очень многое, поддерживая таких «пассионариев» в каждом регионе намного легче разбудить «дремлющий» дух нашего народа. А это значит, будем ждать рождения новой фольклорной татарской группы и ТКЦ.

• Разработка социокультурных проектов, направленных на развитие «туристического брэнда» сел компактного проживания татар. Сейчас в Бурятии создается туристско-рекреационная зона и я очень надеюсь, что самобытная культура татарского народа станет одним из брэндов республики, а мои соплеменники украшением и гордостью не только своего села. Поэтому новые идеи моих проектов посвящены социально-экономическому развитию села («Бай аул»), созданию ресурсного центра для РНКАТ и НКАТ России («Ак Юл»), развитию татарской песенной культуры («Сююмбике»). Эти же цели мы преследуем при поиске партнеров и районов-побратимов из Татарстана для районов компактного проживания татар Бурятии в целях налаживания утерянных когда-то связей с родиной. Кроме того, мы делимся своими идеями и программами с друзьями из РНКАТ Москвы, Новосибирска, Омска, Сахалина, Иркутской, Тюменской, Московской областей, укрепляя межрегиональные связи.

• Разработка и тиражирование дисков, электронных учебников, учебных программ для татарских воскресных школ и культурных центров Бурятии. Чтобы ввести татарский этнокультурный компонент в учебные планы РНКАТ начала разработку программ развития сельских общеобразовательных школ в селах с компактных проживанием татар. Кроме того, нами разработаны факультативные курсы «Узорная кожа» и «Татарская кухня» для татарских воскресных школ (ТВШ). По инициативе РНКАТ и финансовой поддержке Администраций Президентов РФ и РБ 2007 году нами была разработана компьютерная обучающая программа «Национально-культурные автономии и центры Республики Бурятия». И теперь автономия татар Бурятии имеет свой логотип, визитную карточку, информационную страничку в электронном варианте и т.п.

Сегодня стало актуальным изучать этнокультуру в творческой развивающей среде через современные формы обучения: дистанционные, интерактивные, проектные на основе новейших образовательных, анимационных, инфокоммуникационных технологий. Для учителей татарских воскресных школ России (само понятие «воскресная школа» уже устарело, это должны быть центры развития творческой этно-личности) необходимы обучающие компьютерные программы с готовыми занятиями по татарской культуре, традициям, обычаям, кулинарии и ремеслам и обрядам с мониторингом результативности работы ТВШ, имеющие рецензию Министерства образования и науки Республики Татарстан. Также необходимо разрабатывать стимулирующую базу для поддержки педагогов ТВШ, в свою очередь, мы готовы принять активное участие во всех этих разработках.

•  Активизация работы с молодежью и татарскими семьями. В 2007 году, впервые по инициативе РНКАТ поступили в ВУЗы четыре члена автономии, из них двое учатся при поддержке ВКТ и ФНКАТ в Республике Татарстан. В 2008 году поддержка РНКАТ была оказана еще троим абитуриентам. Таким образом, у татарской молодежи из Бурятии появился шанс для получения качественного высшего образования, а у РНКАТ РБ - молоды е, энергичные юноши и девушки, способные при помощи современных компьютерных технологий развивать и популяризировать свою культуру на доступном для молодежи языке.

С их помощью мы успешно осуществили федеральный проект-2007 г, создали презентации «Мы живем у Байкала», «Байкальский Сабантуй», фото и видеорепортажи Сабантуя 2008 г., сняли видеоряд по ХVIII Дням татарской молодежи в Татарстане. Успешно идет работа по созданию электронного учебного пособия по татарским ремеслам и кухне. На мой взгляд, важно заинтересовать молодых и направить их энергию и творческий потенциал на решение проблем автономии, дать им собственную нишу в Совете РНКАТ и тогда, в сотворчестве с взрослыми лидерами РНКАТ, они выйдут на совершенно новый уровень развития автономии, когда идеи развития татарской нации смогут успешно реализоваться.

• Организационно-техническое обеспечение Сабантуя. У нас Республиканский Сабантуй идет при софинансировании Правительства РБ и муниципальных образований Заиграевского и Мухоршибирского района. Администрации районов и поселений совместно с ТКЦ и НКАТ на День родного села проводят Сабантуй, поочередно с бурятским национальным праздником Сурхарбан. РНКАТ осуществляет координацию всех мероприятий, консультирует местных режиссеров и тренеров, осуществляет информационную поддержку праздника. Чтобы не заорганизовать этот самобытный праздник, ежегодно рабочая группа ставит новые задачи, углубляя его содержания, ища более глубокие символы и смыслы древней тюркско-татарской культуры, применяя анимационные технологии. Новизна Сабантуя-2008 заключалась в участии молодежи в организации и проведении праздника, и в его межрегиональном  характере. Для чего мы пригласили делегацию ТКЦ из Иркутской области (г. Черемхово, Иркутск, Усолье-Сибирское), которая не только украсила наш праздник, но и дала праздничный концерт для сельчан в другом районе республики, выступила с лекциями об исламе, истории и традициях татар, приняла участие в работе круглого стола по проблемам и перспективам развития взаимосотрудничества между НКАТ Бурятии и Иркутской области.

• Координация деятельности РНКАТ с мусульманской религиозной организацией. Председатель религиозной мусульманской организации г. Улан-Удэ, Басыр Василович Нургалиев является заместителем председателя совета РНКАТ и всегда в курсе всех событий, происходящих в автономии. Мы вместе посещаем детские дома и помогаем детям-сиротам, принимаем участие в поддержке инвалидов, престарелых, ветеранов войны и труда, помогаем татарам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Большой радостью в этом году для нас стал первый Никах новой татарской семьи Самигуллиных, хадж 2007 г. в котором приняли участие мусульмане Бурятии. А самое грандиозное событие произошло весной 2008 года, когда мусульмане Бурятии приступили к строительству мечети в г. Улан-Удэ. На Сабантуе был объявлен всенародный сбор денег и открыта Книга благодеяний для жителей республики и любых желающих оказать содействие созданию мечети. Очень востребованы в студенческой молодежной аудитории независимо от вероисповедания лекции об исламе, однако нам не хватает цикла популярных лекций для молодежи, вообще не знающей основ религии.

•  Координация деятельности с РНКАТ с Федеральной национально-культурной автономией России и Исполкомом Всемирного конгресса татар. Несмотря на удаленность РНКАТ РБ от центра, мы стараемся посещать все мероприятия ФНКАТ и ВКТ, понимая важность получения информации из первых рук и имея возможность откровенных диалогов с лидерами ФНКАТ И.И. Гильмутдиновым и ВКТ Р.З. Закировым, которые по мере возможности стараются помогать в решении насущных вопросов автономии. Однако даже при их активной поддержке мы так и не можем решить на уровне города Улан-Удэ и республики вопросы выделения офиса для РНКАТ, включения финансирования РНКАТ в бюджет республики. Совет РНКАТ считает, что для учета интересов автономии настало время внести изменения в соглашение о сотрудничестве между республиками Бурятия и Татарстан.

В заключении хотелось бы отметить, что национально-культурная автономия сегодня – это не просто организация, занимающаяся только сохранением, возрождением и развитием культуры как это было в 90-годы. Цели и задачи деятельности РНКА и НКА заметно расширяются и углубляются, автономии начинает решать социальные и образовательные проблемы соплеменников, выдвигают своих членов в политическое сообщество и это особенно актуально в данный момент развития нашего демократического общества. РНКАТ нуждаются в поддержке Республики Татарстан, регионов и в целом государственной власти. Потому как НКА – это общественная организация, действующая на основании федерального закона «О национально-культурной автономии», признанная национальными сообществами на местах и, несмотря на многие пока не решенные проблемы, она управляема, контролируема, демократична, легитимна, толерантна, динамично развивается и очень необходима российскому гражданскому обществу.


Img00001

Img00002

Img00003

Img00004

Img00005

Председатель РНКАТ РБ,
Сажида Растамовна Баталова