"О национально-культурной автономии"

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ
(с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 30 ноября 2005 г.,
1 декабря 2007 г., 9 февраля 2009 г.)

 

Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года
Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.


Глава I. Общие положения


О праве на культурно-национальную автономию см. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Федеральным законом от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1.
Понятие национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Статья 2.
Принципы национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия основывается на принципах:
  • свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
  • самоорганизации и самоуправления;
  • многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;
  • сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
  • уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
  • законности.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3.
Правовое регулирование национально-культурной автономии
Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4.
Права национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона


Глава II. Система национально-культурной автономии.
Порядок учреждения и регистрации национально-культурной автономии


Федеральным законом от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П часть третья статьи 5 настоящего Федерального закона признана не противоречащей Конституции РФ

Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6.
Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и иными федеральными законами.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и на звания таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

См. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212

Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7.
Консультативные советы по делам национально-культурных автономий

Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах.


Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 527-р Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах


Консультативный совет по делам национально-культурных автономий:

  • осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;
  • представляет и защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории;
  • участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории;

осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.

При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Глава III. Обеспечение права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка


Статья 8.
Государственная защита национальных (родных) языков

Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.

Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.


См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона


Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;
  • оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономи ям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.
  • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в:
  • издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;
  • обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона


Статья 10.
Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения
Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11.
Обеспечение национально-культурными автономиями права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке на выбор языка воспитания и обучения

В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут:

  • образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке;
  • создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке;
  • учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке;
  • участвовать в разработке образовательных программ, осуществляемой подведомственными образовательными учреждениями, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;
  • вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о создании:
  • классов, учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;
  • государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на русском языке и углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры;
  • участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных основных образовательных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках;
  • организовывать подготовку и переподготовку педагогических и иных кадров для негосударственных (общественных) образовательных учреждений;
  • заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических кадров, об обеспечении научно-методической, учебной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;
  • осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.

Негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке обеспечивают изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами, а также изучение государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих субъектов.


См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12.
Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:
  • обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;
  • с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;
  • содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке;
  • осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;
  • организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и иных кадров для образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
  • оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных образовательных учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.


См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Глава IV. Обеспечение права на сохранение и развитие национальной культуры

Статья 13.
Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:

  • создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;
  • организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;
  • проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
  • содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
  • учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;
  • издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;
  • создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры;
  • разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
  • заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.


См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 14.
Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права насохранение и развитие национальной культуры

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:

учитывают при разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;

рассматривают предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;

направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

организуют в системе государственных и муниципальных архивов соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;

оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся частью культурного наследия Российской Федерации;

осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 15.
Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации

Государственные аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время. Периодичность, продолжительность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.

В программах субъектов Российской Федерации финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Глава V. Финансово-экономическая основа национально-культурной автономии

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16.
Финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом источников.

Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку федеральным национально-культурным автономиям за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).

Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами вправе оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Статья 17. Собственность национально-культурных автономий

Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Статья 18.
Имущество национально-культурных автономий

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.

Размер платы за аренду помещений национально-культурными автономиями, их некоммерческими учреждениями и организациями определяется в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Об упорядочении размеров арендной платы см. постановление Президиума ВС РФ от 17 февраля 1992 г. N 2361-1

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Статья 19.
Утратила силу.

См. текст статьи 19

Статья 20.
Утратила силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи 20

Глава VI. Заключительные положения

Статья 21.
О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
17 июня 1996 г.
N 74-ФЗ

Я "Скачать программу vzlomster"не мог ошибиться, не мог "Русификатор adobe after effects"спутать ее ни с кем.

Тщеславие "Скачать sp widget"свойственно не одной какой-нибудь нации, это явление повсеместное.

Но "Скачать автокликер 2 для lineage 2"что толку "Игра wwe 13 видео"часовой их не видит!

Долго еще "Скачать читы на батлу"охотники ругались и осыпали Бизона проклятиями.

Настроение окружающих "Генерал 2 скачать"быть может, в "Скачать кремлевские курсанти"силу какого-то физического закона, которому вы "Батарея нервы клип скачать"не можете противиться, сразу "Принцесса рапунцель скачать игру"передается и вам.

Они создавали ему домашний очаг.