Мысли о толерантности
Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других.
Чжуан-Цзы.
Опрос
Вы считаете себя толерантным человеком
 

Рисунки детей о толерантности

Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности

Проблемы формирования толерантного поведения студенческой молодежи


Рябушев В.Н.

Социально-политические изменения в российском обществе, связанные с переходом от культуры общественно-коллективных отношений к культуре, основанной на признании прав и свобод, породили множество проблем и противоречий, касающихся моральных и духовных ценностей, идеалов и нравственных категорий.

Кроме того, в связи с увеличением миграционных потоков и развитием информационных сетей неизбежным становится столкновение в одном локальном пространстве разных культурных норм. Нередко то, что является «правильным» в одной культуре, «не правильно» по нормам другой. Не учитывая национальный фактор, человечество в скором будущем может потерять многие ценные качества человеческой личности – национальное самосознание, чувство национального достоинства, национальный колорит, особенности менталитета. Тогда как успешность человека, его полноценное функционирование, активная жизнедеятельность и самоактуализация в современном мире напрямую зависят как от уровня его интеллектуально-творческих возможностей, так и от этнопсихологических особенностей, влияющих на духовно-нравственное становление личности.

Россия – многонациональное государство, этнический состав которой включает в себя около 160 (по переписи 2002 года) народов, различающихся не только по языкам и культуре, но и по численности, уровню социально-экономического и культурного развития, а также по статусу в политико-административной системе государства. А. Тойнби писал о России: «Ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что они являются моделью мира в целом».

Обеспечение политического, экономического и культурного равноправия граждан внутри каждого субъекта Федерации, есть одна из кардинальных задач современного российского общества. В условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой – как органической части общечеловеческой культуры.

Подробнее...

 

ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости. 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года. Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Осно-ванием для этой акции стала озабоченность существованием и даже ростом ряда серьезных угроз для мирной жизни человеческих сообществ и между-народной стабильности в целом.

Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в  международных  декларациях. Базовый документ - Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

 

Подробнее...

 

Развитие мультикультурного образовательного пространства
ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств


Опыт культурного сотрудничества развитых российских мегаполисов говорит о том, что наряду с решением экономических проблем в системе образования необходимо иметь надежные ориентиры и концепции воспитательной работы с новым поколением граждан.

Современному постиндустриальному обществу и современной культуре свойственен не только диалог культур, но и мультикультурализм, когда мир предстает как разноцветная мозаика самобытных культур, равноправных стратегий жизни и деятельности. Рост исследований, посвященным политическим, социально-экономическим и культурным проблемам полиэтнических обществ, свидетельствует об усилении интереса ученых к изучению перспектив их мультикультурного развития.

Мультикультурализм трактуется при этом не только как форма теоретической концептуализации роста этнического и культурного плюрализма  национальных сообществ, проблем межэтнической коммуникации, взаимодействия различных культур современной цивилизации, но и как важное направление развития современной социальной теории [1,2]. Что, в свою очередь, порождает вполне определенные общечеловеческие стандарты глобального характера.

Подробнее...

 

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ
В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА


С.Р. Баталова, В.Н. Рябушев

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Как показывает современный мировой опыт, эффективной стратегией регулирования общественных отношений в городах с полиэтничным составом населения является интеграция. Культурное взаимодействие народов, торговые отношения и связанные с экономическими отношениями культурные обмены были и остаются важным фактором объединения народов России.

 Успешность осуществления этой деятельности напрямую связана с реализацией принципов интернационализма, понимаемого как тип взаимодействия на основе равноправия, взаимоуважения и сотрудничества представителей разных национальностей, а также утверждения представления о поликультурном пространстве города как среде, основанной на интеграции и продуктивном межэтническом взаимодействии разных культур, которая будет содействовать процессам формирования общероссийской идентичности /1/.

Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей межкультурной интеграции. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный общий менталитет у представителей различных этносов. Можно констатировать существование на территории региона социокультурной общности, члены которой тесно связаны в историческом, экономическом и культурном аспектах. Весомый вклад в дело изучения и демонстрации культуры и межкультурных коммуникаций народов Бурятии и Байкальского  региона вносит Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ФГОУ ВПО ВСГАКИ).

Коллектив академии понимает, что культура не может транслировать себя только самостоятельно и разовыми культурными мероприятиями, фестивалями и форумами проблемы межнациональной напряженности и конструктивного межэтнического взаимодействия решить невозможно. На современном этапе развития цивилизации необходима иная, инновационная стратегия и продуманная комплексная программа  взаимосотрудничества народов и общностей, основанная на деятельностном подходе. Где через совместное Творчество, Культуру и Образование будет тиражироваться позитивный опыт, обеспечиваться взаимное познание, взаимопонимание, формироваться позитивный образ дружбы народов, особенно в молодежной среде.

 

Подробнее...

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Баталова С.Р.


В наступившем XXI веке человечество столкнулось с задачами общемирового масштаба: все острей становятся проблемы национальной нетерпимости, регионального сепаратизма, классового и конфессионального экстремизма, все актуальней осознание единства общечеловеческих ценностей и принципов существования на Земле. Взаимоуважение, согласие, сотрудничество могут иметь место только в случае, если у субъектов толерантности – разных, нередко, с взаимными претензиями и полярными взглядами и интересами, имеется общая основа, позволяющая им вступать в активный диалог, выявлять общее и значимое в сфере фундаментальных принципов, базовых ценностей и долговременных интересов.

Рост исследований, посвященных политическим, социально-экономическим и культурным проблемам полиэтнических обществ, свидетельствует об усилении интереса ученых к изучению перспектив их мультикультурного развития. По словам П. Степанова, в современных обществах (где первостепенное значение имеет личность, ее интересы и права, возможность свободного выбора ею приемлемого образа жизни), открытых для проникновения  других   культур,  происходит  их смешение и взаимопроникновение. Такое явление получило название ”мультикультура” и трактуется при этом не только как форма теоретической концептуализации роста этнического и культурного плюрализма современных национальных обществ, проблем межэтнической коммуникации, взаимодействия различных культур, но и как важное направление развития современной социальной теории /1/.

В отличие от поликультурности и межкультурного диалога, понятие “мультикультурность” является более емким и соответствующим принципу взаимообогащения и взаимодействия разнообразных культур. По мнению академика В.М. Матросова, мультикультурное общество – такая среда, которая обусловливает взаимодействие различных культур /2, С.262-272/.

 

Подробнее...