Верхнеудинск – город купеческий

До 1934 г. Улан-Удэ носил название Верхнеудинск. В 1990 году г. Улан-Удэ был включен в Список исторических населенных мест России.

На государственной охране в городе Улан-Удэ находятся 52 памятника истории, 158 – архитектуры и градостроительства, 3 - монументального искусства и 2 - археологии.

Из них 11 объектов состоят на государственной охране, как памятники федерального значения.

Археологические материалы подтверждают наличие в центре Улан-Удэ культурного слоя, относящегося к 17-18 вв. Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом р.Уды в начале проспекта Победы. В его пределах зафиксированы отдельные кости, фрагменты керамики, железные предметы: плотницкие топоры, гвозди, наконечники стрел и др.



Также обнаружены остатки острожного частокола, рубленной (крепостной) и тыновой (острожной) стен которые могут относиться или ко времени основания зимовья, или к времени строительства Удинской крепости в качестве конструктивного элемента оборонительной стены.

 

Предместье Нижняя Березовка (конец 19 в.), находящееся в 7 верстах от исторически сложившейся компактно освоенной зоны города (район станции «Дивизионная»)

В районе НИЖНЯЯ БЕРЕЗОВКА обнаружены стоянки времени НЕОЛИТА; РАНННЕЙ и ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ – поселения и погребения в виде плиточных могил скотоводов-кочевников.

Находки: кости домашних животных, отдельные бронзовые вещи: обломок ножа, полушаровидная бляшка с перекрестием.

В районе ВЕРХНЕЙ БЕРЕЗОВКИ (дачная местность в 4 верстах от города) - западная часть Этнографического музея народов Забайкалья - обнаружен могильник «Этнографический музей» в виде округлой надмогильной кладки, датируемый Средними веками, а также более поздние находки - стоянки охотников (орудия охотничьего промысла и обработки добычи) времени НЕОЛИТ (11-10 тыс. лет).

Кочевники-скотоводы ставили могильники недалеко от воды, в закрытых от ветра местах. Известные плиточные могилы в окрестностях г.Улан-Удэ находятся ниже с. Вахмистрово на правом берегу р. Селенги.

Начало города

Крест на мемориальном камне с надписью: «На этом месте в 1666 году был основан г. Улан-Удэ».

Верхнеудинск входит в ряд старейших городов Сибири. Возникновение и развитие его неразрывно связано с историческим процессом вхождения Бурятии в централизованное Русское государство, и совместной деятельностью бурятского и русского народов по хозяйственному освоению Забайкалья – богатейшего края Сибири.


В XVII в. зная о богатстве земель Сибири, о торговых путях в Китай, Среднюю Азию, первопроходцы стремились в эти земли, чтобы лучше узнать их, заняться промыслом и развитием торговли.

Зимой 1665/66 г. в долине реки Итанцы баргузинские тунгусы напали на селенгинских сородичей, которые вошли в русское подданство и согласились платить ясак. Скорее всего, именно под влиянием этого события весной 1666 г. в устье Уды было поставлено казачье зимовье.

Более трех столетий тому назад отряд служилых людей из Баргузинского острога, под командой Гаврилы Ловцова (основавший 27 сентября 1665 г. Селенгинский острог), спустился в устье Уды и срубил небольшое зимовье.

Удинское зимовье было создано в основном для сбора ясака. Выбор на устье Уды выпал не случайно. Тайга, подступавшая к берегам рек, обеспечивала сподручным строительным материалом и топливом, предоставляла возможности для охоты на пушного зверя. А свободные от леса участки, низменные пойменные земли могли быть использованы для хлебопашества, сенокоса, пастбищ.

Зимовье было простейшим сооружением оборонительного строительства в Сибири XVII в.
При строительстве Удинской крепости были приняты и меры на случай осады: приступили к сооружению скрытного хода к реке Уде. Но, видимо, в связи с затруднительностью устройства такого хода в скальном грунте холма и уменьшением военной опасности работа не была доведена до конца. Остатки такого хода к реке Уде были обнаружены в 1856 году при ломке камня.

Время строительства зимовья в большинстве документов не указывается. Его можно определить между 30 сентябрем 1665 г. и 27 апрелем 1666 г. (временем между двумя донесениями («описками») Осипа Васильева – казачьего десятника енисейскому воеводе Василию Голохвастову«…» а для тех новых призовных иноземцев (тунгусов – коленкурского рода – О.М.) поставлено ясачное зимовье на усть Уды реки»).

Историк В.П. Гирченко, первым назвал дату постройки – 1666 г., что и утвердилось официально.

Как полагает Л.К. Минерт, время основания Удинского острога следует определить периодом между 1677 и 1680 гг.

В 1680 г. острог представлялся важным звеном военно-оборонительной системы Забайкалья. Наряду с этим он имел большие возможности экономического развития. Этому способствовало географическое положение. Острог оказался на перекрестке главных торговых путей с Китаем.

В 80-е гг. ХVII в. Удинский острог подчинялся селенгинскому приказчику и сюда на годовую службу отправлялись из Селенгинского острога по 20 казаков. К 1684 г. он приобретает главенствующее значение среди цепи острогов Забайкалья, опережая в этом Баргузинский и Селенгинский, на что повлияло, как уже отмечалось, его выгодное местоположение и основная функция сбора пошлин в казну государства.


В связи с напряженностью военного противостояния между служилыми людьми и кочевавшими в этих местах монгольскими и бурятскими улусниками, Удинский отрог реконструируется. Эти работы произвел глава посольства из Москвы окольничий Ф.А. Головин, прибывший в острог 10 сентября 1687 г. с тремя полками московских стрельцов.

Посольство ставило своей целью усиление обороноспособности острогов Забайкалья. Не был исключением и Удинский отрог. Зимой 1688 - 89 гг. силами казаков и стрельцов была построена рубленая крепость - город Удинский. После своего отъезда в Москву Ф.А. Головин оставил в Удинске 835 служилых людей.

В 1690 г. острог был переименован в город Верхнеудинск. Идея преобразования острога в город принадлежала все тому же Ф.А. Головину, проезжавшему здесь после подписания с китайским представителем первого русско-китайского Нерчинского договора (1689 г.), который урегулировал пограничные вопросы и вопросы торговли, установил добрососедские отношения между Россией и Китаем.

Посад – (большой город), появившееся вслед за сооружением острога (в конце ХVII в.) ниже его с западной стороны на прибрежной террасе постепенно разрастался и в дальнейшем послужил основой для формирования плана города. Жители были из числа казаков, стрельцов, приказчиков, «охочих», торговых и «промышленных» людей, а также крестьян. Поэтому основными занятиями населения посада были: охота, рыбная ловля, разные ремесла, хлебопашество, торговля и перевоз товаров.

С 80-х гг. XVII в. Верхнеудинск входи в состав Иркутского воеводства и управляется назначенным воеводой, приказчиками – крупными чиновниками. Они пользовались большими административными правами и по своему усмотрению вершили суд.

Одно из первых письменных упоминаний о Верхнеудинске встречается в конце XVII в. По описанию, он выглядел таким: “С левой стороны Селенги реки, с востока, идет Уда река, над ней Удинский город, «...» у города часовня. Посад над горою. На посаде дворов жилецких людей и казачьих изб со сто. В городе строены четыре башни четвероугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный, над ним сарай».

По свидетельству ученого-путешественника П.С. Палласа, в 70-е гг. XVIII столетия в городе Верхнеудинске все еще существовала деревянная острожная крепость на горе, но в ней не жили. Она была покинута жителями, переселившимися на треугольник, образуемый Селенгой, Удой и горою, где обстраивался город.

20 августа 1727 г. С.Л. Рагузинский – государственный деятель и дипломат России в Китае, подписал Буринский договор, (позже получивший название Кяхтинского), отвергший притязания Китая на земли, заселенные подданными России на юге Байкала. В связи с упрочнением добрососедских отношений и взаимовыгодных связей с Китаем Удинская крепость потеряла свое военное значение окончательно. К концу 18 века она служили только тюрьмой и складом. Башни и стены крепости постепенно “от гнилости” развалились и заносились песком. В конце XVIII в. крепость на горе уже представляла развалины.

Сам же Верхнеудинск к этому моменту заключал большое число домов хорошей постройки. Было две деревянных и одна каменная церкви и дом коменданта. Это был один из наиболее крупных городов в Иркутской губернии. Таким образом, к концу ХVIII в. старый Удинский острог с посадом утрачивает главную функцию крепости и все более приобретает вид городского поселения со всеми свойственными ему функциями. В 1775 г. сюда из Селенгинска было перенесено административное правление. С этого года в документах уже не упоминается Удинский острог, а называется город Верхнеудинск.

В последней трети XVIII в. проводятся первые мероприятия по упорядочению застройки города. Первые проекты Верхнеудинска в целом наметили ту самую регулярную планировку, которая в основном сохранилась до наших дней в исторической центральной части Улан-Удэ. Главной его осью стала Большая Николаевская улица (ул. Ленина), которая начиналась от главного городского собора — Одигитриевского. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки XVIII и XIX вв. На главной улице, невдалеке от собора, проектировалась большая центральная торговая площадь, отводившаяся для большого квадратного в плане Гостиного двора. Параллельно и перпендикулярно Большой прокладывались другие улицы, которые образовывали кварталы. Вдоль «красной линии» Большой улицы постепенно возводились престижные каменные дома купцов. Но в основном же дома городских обывателей были тогда деревянными.

Так сложилось, что эта улица имеет официально четыре исторических наименований: ТРАКТОВАЯ; БОЛЬШАЯ; БОЛЬШАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ и ЛЕНИНА. В настоящее время среди горожан за ней прижилось название БУРЯТСКИЙ АРБАТ

Верхнеудинский кафедральный собор первое каменное здание города. Строительство каменного храма во имя иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) было начато на кладбищенском погосте в 1741 г.

Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей.

Еще в 1818 г. появились на стенах и сводах собора трещины, которые увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 гг. Собор пострадал и от городского пожара 1878 г., после которого был возведен новый верх колокольни.

После закрытия храма в 1929 г., в нем разместился Антирелигиозный музей, впоследствии — фондохранилище Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.

В мае 2000 г. Одигитриевский собор был полностью освобожден от музейного имущества и передан Благочинию Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии Русской Православной Церкви. В храме возобновились богослужения и начались реставрационные работы.

ОДИГИТРИЕВСКИЙ СОБОР конца 18 в. (фото слева) и в наши дни (фото справа) бесспорный шедевр сибирского барокко

Другой архитектурный шедевр ВЕРХНЕУДИНСКА (как и всего Забайкалья) — соседний с Одигитриевским СПАССКИЙ СОБОР, некогда стоявший на месте нынешнего рынка, а точнее у самой кромки новой дорожной развязки. Сохранился фундамент собора, который погребен под культурным слоем на глубине полуметра.

Спасская церковь (1786-1800). Разрушена в 1930-х гг.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Эта третья каменная церковь города построена в 1798-1809 годах. Возводилась она в период смены в архитектуре стиля барокко классицизмом.

Церковь располагалась на кладбище. Стройный ее силуэт был хорошо виден из любой точки города. Наряду с двумя другими — Одигитриевским собором и Спасской церковью - она была высотной доминантой панорамы старого Верхнеудинска.

Вид на Троицкую церковь был фактически закрыт в 1950-е гг. после строительства по кромке террасы пятиэтажных жилых зданий.

В начале 1990-х гг. после реставрации хра­ма в нем начались службы