Развитие мультикультурного образовательного пространства
ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств


Опыт культурного сотрудничества развитых российских мегаполисов говорит о том, что наряду с решением экономических проблем в системе образования необходимо иметь надежные ориентиры и концепции воспитательной работы с новым поколением граждан.

Современному постиндустриальному обществу и современной культуре свойственен не только диалог культур, но и мультикультурализм, когда мир предстает как разноцветная мозаика самобытных культур, равноправных стратегий жизни и деятельности. Рост исследований, посвященным политическим, социально-экономическим и культурным проблемам полиэтнических обществ, свидетельствует об усилении интереса ученых к изучению перспектив их мультикультурного развития.

Мультикультурализм трактуется при этом не только как форма теоретической концептуализации роста этнического и культурного плюрализма  национальных сообществ, проблем межэтнической коммуникации, взаимодействия различных культур современной цивилизации, но и как важное направление развития современной социальной теории [1,2]. Что, в свою очередь, порождает вполне определенные общечеловеческие стандарты глобального характера.

 

Мир, согласие, межкультурное взаимодействие возможны лишь в том случае, если у субъектов толерантности – разных, нередко со взаимными претензиями, иногда полярными интересами, со своими антипатиями и симпатиями – все же имеется общая основа, позволяющая им вступить в активный диалог, находить сходство, общность в сфере общечеловеческих ценностей и долговременных интересов.

Глобальные изменения мира сегодня находятся в прямой зависимости от прихода в активную жизнедеятельность нового поколения молодежи, активной, целеустремленной, инициативной социальной группы общества. Наиболее передовым лидером молодежи, аккумулирующим ее жизненные позиции, является студенчество, призванное адекватно и динамично контактировать с окружающим миром, с самими собой, умело взаимодействовать с окружающими людьми в мультикультурной среде. Основой гражданской позиции молодежи должны стать признание полиэтничного, поликультурного, поликонфессионального построения российской государственности, формирование межнационого единства и сотрудничества.

В сегодняшней России решение проблем этнических конфликтов, национализма, ксенофобии, интолерантности; отсутствия понимания проблем людей других конфессий, неуважения и незнания многими студентами своей культуры и культуры других народов и негибкое поведение по отношению к представителям других наций и народностей видится в необходимости проведения специальной работы по подготовке студентов вуза к общению в мультикультурной среде.

Проводимые в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств социологические опросы по формированию толерантности студенческой молодежи показывают, что в стенах академии большинство студентов не испытывают трудности при общении с представителями различных культур. На что влияет как специфика ВУЗа культуры, имеющего многонациональный состав и профессионально занимающегося вопросами культурного разнообразия и межкультурного взаимодействия, так и целенаправленная воспитательная работа, проводимая среди студентов. Больше половины опрошенных респондентов оценивают межнациональные отношения в ВУЗе как стабильные, без напряженности (60,7 %). Однако, рассматривая различные формы интолерантного поведения, с которыми респондентам лично приходилось сталкиваться в быту, было выявлено, что неуважение к обычаям, традициям, языку других народов чувствуют 31,4% опрошенных. 38,7 % слышали недружелюбное, неприязненные высказывания о людях другой национальности. Некоторая доля опрошенных (17,8 %) заявили о том, что, несмотря на то, что  внешних признаков отторжения и неприятия нет, но они чувствуют негативное к себе отношение.

Вот почему, имея многонациональный состав студентов из различных регионов России и зарубежья (Алтай, Тыва, Хакассия, Саха, Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край, Монголия, Армения, Китай и др.) и позитивный опыт межкультурного сотрудничества, ФГОУ ВПО ВСГАКИ разрабатывает инновационные модели формирования толерантного поведения молодежи, решая при этом специфические для ВУЗа культуры задачи:

  • профессионально занимаясь культурным разнообразием народов России и позиционируя себя со своим этносом студенты ФГОУ ВПО ВСГАКИ остаются далеки от практической деятельности национально-культурных организаций (НКЦ, НКА) Бурятии. Формировать профессиональные компетенции студентов, направленные на развитие коммуникативных качеств личности, толерантного сознания, гражданской активности необходимо непосредственно в поликультурной среде региона, совместно с НКЦ и НКА решая проблемы возрождения, сохранения и развития национальных культур и укрепления межэтнического взаимодействия;
  • в России активно формируется институт национально-культурных автономий и идет поиск эффективных механизмов взаимодействия НКЦ и НКА с органами власти, учреждениями культуры и друг с другом, поэтому отсутствуют механизмы такой работы. Необходимо обучать будущих молодых лидеров НКА и НКЦ, молодежных землячеств (руководителей этнокультурных центров) разработке комплексных программ деятельности, социальному менеджменту и проектированию,  работе с мигрантами, с органами власти и т.д.;
  • в регионе отсутствует комплексная программа интернационального воспитания, поликультурного и межнационального взаимодействия и некий ресурсный центр, позволяющие объединить усилия и ресурсы учреждений культуры, образования, органов государственной  власти и общественных организаций.

Для решения этих задач во ВСГАКИ был создан  Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности (БЦКРиТ), который несет культуротворческую миссию, создавая для академии, этнических и конфессиональных сообществ республики единую мультикультурную образовательную и информационную среду.

Мультикультурное образовательное пространство академии включает прилегающий к ней социум через вовлечение в сотрудничество и совместную творческую деятельность ученых, преподавателей ВСГАКИ, лидеров студенческих национально-культурных автономий и центров академии и активистов НКЦ (НКА) республики Бурятия, а также образовательные учреждения г. Улан-Удэ. Такая среда строится на принципах системности, синергетичности, интегративности, сетевого взаимодействия, продуктивности деятельности, она динамична, мобильна и многофункциональна, нацелена на развитие и саморазвитие потенциальных возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Для обучения молодежи продуктивному межкультурному, взаимодействию и консолидации творческих сил при БЦКРиТ действует Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры», объединивший русское, бурятское, татарское, польское, украинское, тувинское, алтайское, еврейское, армянское, монгольское, якутское, китайское, белорусское, эвенкийское молодежные землячества.

Лидеры и активисты «Байкальских кедров» проводят Дни национальных культур, молодежные этно-дискотеки, совместные акции и концерты, принимают участие в образовательных и социально значимых проектах. При близком знакомстве с чужой культурой студенты осознают значимость культурных различий, способствующих взаимообогащению ценностями и опытом взаимодействия, позитивно их воспринимают, в равной степени относятся к культуре своего народа и другим культурам, менее склонны к противопоставлению их друг другу, к национализму и этноцентризму.

Данный подход позволяет выявить внутреннюю сторону взаимосвязи человека и мультикультурной среды, отражающие  многообразие   духовных    и  материальных  форм сосуществования и взаимодействия разнообразных, равноценных и равнозначных культур и их представителей.

Создание мультикультурной образовательной среды как информационного и развивающегося пространства вуза культуры вносит определенный вклад в возможность воспитания студенческой молодежи, обладающей коммуникативностью и толерантностью, ориентированной на понимание, на принятие и уважение культурного многообразия, на творческое саморазвитие собственной духовно-нравственной культуры и предполагает развитие у них рефлексии, способности к межкультурному диалогу, к осмыслению общечеловеческих ценностей и своеобразия различных культур.

Рябушев Виктор Николаевич, доцент кафедры социокультурной деятельности ВСГАКИ;
проректор по социальной работе и связям с общественными организациями ФГОУ ВПО
«Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
(ВСГАКИ). 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешкова 1, ФГОУ ВПО ВСГАКИ.
Моб/тел 8(3012) 612897.тел/факс 8 (3012) 23-27-97е-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Используемая литература:
  1. Современный философский словарь /  Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкуфрт-на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / ''ПАНПРИНТ'', 1998.
  2. Литвиненко Е.Ю. Мультикультуральное образование как перспектива установления толерантных взаимоотношений // Российский вуз: В центре внимания – личность: (Пробл. воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 – 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. – Ростов н/Д., 1999 . – Т. 4 . – C. 235 – 237.

С сигаретой в руке один из дежурных стоял во влажной мгле, отмахивая мне, как командир грузового самолета.

А с другой стороны, вполне возможно, что как раз этим все и объяснялось.

Убедившись, что "Скачать видео на psp"оба дядюшки благополучно здравствуют, молодые люди, видимо, исчерпали темы для разговора.

Да, тысячу раз да, пусть бы даже дорогу к дому ее отца преграждали огнедышащие драконы.

Мистер Кассиди, разрешите мне сформулировать свою мысль "Книга дюкана я не умею худеть скачать бесплатно"как можно проще.

Я предпочитаю потратить сорок семь часов из отведенных нам сорока восьми на планирование операции и подготовку к ней, чем двое суток палить во все стороны, а в оставшийся час разбираться, что помешало нам выполнить задание.

Желание найти союзника не устаревает никогда, заверил "Плагины для админа скачать"я ее.

Именно Золушка посоветовала "Бумер скачать мр3"устроить прием в честь пробуждения Скарлет, который одновременно должен был стать и празднеством "Mp3 книги сталкер"по случаю ее обручения с Прекрасным принцем.

Камень Правосудия, который в "Скачать программу для чтения книг на телефона"то же время является ничем иным, как утраченным Глазом "Скачать минусовку лебеди лебеди"Змеи.

Некоторое время спустя я выбрался в "киа рио в кредит"дом Вишенки и собрал свои бутылки.

Огонек мелькнул только раз, "Русская симфония книга"и я не смог обнаружить его "Скачать бесплатно 63 регион драма"снова, хотя вовсю вертел головой, сделав назад несколько шагов и затем прошел даже на некоторое "Игры переполох в зоопарке"расстояние в том направлении.

Слушай, не давай "Скачать программу для изменения песни скачать"ей понять, что я способен хотя бы на это.

С этой целью туда был командирован мой "Экономические стратегии скачать бесплатно"друг Галлахер, а я, в звании лейтенанта, был назначен его "Скачать сериал возвращение мухтара 2"помощником.

по крайней мере "Дельфин дельфин скачать mp3"не помню, чтобы я еще что-нибудь натворил.

Казалось, человек о чем-то попросил и, получив согласие, "Ферроли котлы инструкция"отошел на свое прежнее место в толпе.

Никто "Скачать прямой ссылкой игры"из оставшихся в живых не был свидетелем схватки, в которой пал вождь.

Кое-где "Skype скачать бесплатно для xp"деревья растут в одиночку; их пышная крона "Игры бродилки гонки"говорит о том, что природа не пожалела на нее сил.

Но "К черту всё берись и делай ричард брэнсон скачать"мы можем заключить союз с Францией, которая "Игры гонки финес и ферб"с семьдесят первого года точит "Скачать менеджер фифа 2012"зубы на Германию, и все пойдет как по маслу.