Модель развития Региональной национально-культурной автономии татар Республики Бурятия

 

Баталова С.Р., ФГОУ ВПО ВСГАКИ


 Для реализации национальной политики России в регионах наибольший интерес представляют модели создания и механизмы работы национально-культурных автономий, являющихся наиболее легитимной формой этнокультурного развития разных народов. В статье показана модель развития Региональной национально-культурной автономии татар Республики Бурятия, успешно осуществляющей образовательные инновации в регионе.

Автономия татар Республики Бурятия (РНКАТ), созданная в апреле 2005 года, активно решает вопросы духовного, культурного и образовательного возрождения татарской культуры в нашем регионе. В состав РНКАТ входят НКАТ г. Улан-Удэ, НКАТ Заиграевского района, Татарский культурный центр Мухоршибирского района Бурятии. По статистическим данным, татары в Бурятии занимают четвертое место по численности населения (8,671 тыс. чел), татары в смешанных браках увеличивают эти цифры в 3-4 раза. В г. Улан-Удэ проживает около трех тысяч наших соплеменников.

 

В 2005 году по инициативе РНКАТ в Мухоршибирском районе Бурятии организован и проведен Республиканский Сабантуй, посвященный 1000-летию г. Казани и 60-летию Победы, в котором приняли участие более тысячи человек.  Осуществлен выезд делегации татар Бурятии на 1000-летие г. Казани. Традиционными стали праздники «Ураза-байрам» и «Курбан-Байрам», проводимые совместно с религиозной мусульманской организацией г. Улан-Удэ. Успешно идет разработка проектов  и программ в целях изучения истории и культуры татар, татарского языка и обычаев, ремесел и кулинарии. Издан первый буклет «Татары Бурятии – ХХI век».

Региональная и городская автономии приняли активное участие в мероприятиях Правительства РБ, посвященных 60-летию Победы: турниру по футболу между национальными культурными центрами республики и телевикторине школьников, причем наш вопрос о татарском герое Мусе Джалиле вызвал наибольшее число откликов участников. Активно участвуют татарская диаспора  и ее бизнесмены  в проведении Дня города Улан-Удэ.

В 2006 г. в с. Мухоршбирь была создана татарская фольклорная группа «Алмагач чачаклары». Концертная деятельность группы осуществляется по всему Мухоршибирскому району, где проживает более трех тысяч татар (в п. Шаралдай, Мухоршибирь, Никольское,  Харашибирь численность татарского населения составляет 30-40%).  Солисты группы приняли активное участие в праздновании 340-летия г. Улан-Удэ и в 2006 году стала дипломантом международного конкурса «Сказания, эпосы и легенды Байкала». Также активно работает Татарский культурный центр Мухоршибирского района, отметивший в этом году свой 5-летний юбилей.

Татарские группы «Ак кошлар» (с. Старый Онохой) и «Дуслык» (с. Харашибирь) начали работать с маленькими солистами, будут ставить театрализованные художественные номера. 

Совет РНКАТ понимает, что при утрате многих традиций народной педагогики и духовного воспитания, необходим иной подход к воспитанию и развитию ребенка. Нужно создавать условия для достижения успешности в жизни, чтобы человек имел широкие возможности самореализации через национальную самоидентификацию. Вот почему, сохранение и развитие родного языка и культуры сегодня не должно быть самоцелью, а должно стать средством достижения более значимых для татарского народа целей развития и саморазвития активной, творческой и успешной личности татарина как гражданина России и Мира, воспитанного на духовно-нравственных традициях и культуре своего народа.

Поэтому, Автономия татар Бурятии, не имея свободного доступа к информационной сети Республики Татарстан, ищет иные пути для становления и укрепления авторитета Автономии татар в нашем регионе. Зная специфику нашего региона, мы видим стратегию развития РНКАТ в выверенной образовательной политике автономии, основными направлениями которой стали:

1.    Создание образовательного ресурсного центра «Сандугач» при РНКАТ, в задачи которого входит:

  • Открытие татарских воскресных школ в селах компактного проживания татар – с. Харашибирь, Мухоршибирь, Старый Онохой (где есть активное ядро татар)
  • Оказание помощи в разработке программ развития сельских общеобразовательных школ для того, чтобы ввести татарский этнокультурный компонент в учебные планы.
  • Оказание консультационной и научно-методической помощи педагогам воскресных татарских школ. Разработка сценариев праздников, занятий, обучение современным образовательным и социальным технологиям специалистов местных национально-культурных автономий и школ.

2.    Создание Байкальского Центра культурного разнообразия и толренатности, где планируется объединить наиболее активные диаспоры и НКА республики на основе межэтнического продуктивного взаимодействия. В оборудованных для этого этно-гостиной, мультимедийном кабинете, музее, творческих мастерских школьники и студенты будут создавать образовательную и мультимедийную этно-продукцию на основе разных культур. Если мы, в таких регионах как Бурятия, объединим усилия евреев, татар, эвенков, немцев и т.д. и не будем выпячивать только собственное национальное «Я», то гораздо более продуктивно и с меньшими затратами удастся решать проблемы развития родного языка каждой нации.

3.    Разработка предложений по трехстороннему сотрудничеству между РНКАТ РБ,  Администрациями г. Казани и г. Улан-Удэ, Министерствами образования и науки Республики Татарстан и Республики Бурятия, между Министерствами культуры Республики Татарстан и Республики Бурятия. Где РНКАТ должна стать полноправным участником культурного и образовательного взаимосотрудничества.

Разработка предложений по сотрудничеству между Казанской Государственной Академией культуры и искусства и Восточно-Сибирской Государственной Академией культуры и искусства.

4.    Создание детского этно-ансамбля «Лаккитошка» на базе вокально-эстрадной группы «Лаккитон» с бурятским и татарским компонентом.

Разработка социально-культурных проектов для грантового финансирования этно-группы «Лаккитон» и татарского брэнда этой группы.

Все эти направления стали реализовываться в той или иной мере в прошлом году. В трех поселениях республики (с. Старый Онохой, с. Мухоршибирь и Харашибирь) организованы воскресные татарские школы. Сейчас разрабатываются инновационные программы для открытия детского сада и двух общеобразовательных школ с татарским этнокультурным компонентом  в 2007-2008 гг, а также комплексные программы для татарских воскресных школ.

Осенью 2006 года успешно прошли Дни татарской культуры в Бурятии, где нам удалось объединить усилия педагогов школы диалога национальных культур № 19 г. Улан-Удэ, школы с. Старый Онохой и студентов кафедры истории народной культуры Восточно-Сибирской Государственной Академии культуры и искусств. Люди соскучились по разнообразию культур, поэтому на наши мероприятия с удовольствием идут и русские, и буряты, и армяне, татарская плясовая зажигает всех, блюда татарской кухни идут нарасхват.

В целом, РНКАТ выстраивает свою деятельность как учебно-методический и информационно-ресурсный центр для оказания помощи НКАТ и ТНКЦ районов республики. У РНКАТ РБ накоплен опыт по участию в различных грантовых конкурсах и пилотных проектах. В 2006 году нами было выиграно три городских конкурса – два культурных проекта для этно-группы «Лаккитон» по разработке «Моделей развития национально-эстрадной песни». А также Автономия татар Бурятии получила грант по федеральному конкурсу государственной поддержки некоммерческих общественных организаций, который курировала Общественная Палата Российской Федерации с образовательным проектом «Создание модели продуктивного межэтнического взаимодействия» и провела семинары по обучению специалистов и учащихся школ и НКА в с. Старый Онохой и Харашибирь для реализации данного проекта. Еще один образовательный проект «Создание Центра развития национальных культур народов Бурятии» (научн.рук. и разработчик С.Р. Сотникова) был одобрен всеми национально-культурными центрами республики, Ассамблеей народов Бурятии, Правительством РБ и стал победителем национального проекта «Образование» 2007 г., получив на реализацию проекта 1 млн руб, а школа диалога национальных культур №19 в этом году была признана победителем среди общеобразовательных школ России, внедряющих инновационные образовательные программы.

В рамках проектов были разработаны - авторские программы «Национальная кухня татар» и «Узорная кожа» (Сотникова С.Р.), которые будут внедряться как элективные курсы в общеобразовательных школах с этнокультурным компонентом и воскресных татарских школах. Обучены продуктивной деятельности по созданию оберегов, мультимедийных этно-продуктов школьники, студенты, педагоги и лидеры НКАТ.

 В проекте приняли участие педагогические и ученические коллективы школы № 19, с. Харашибирь и Старый Онохой, студенты ВСГАКИ и национально-культурные автономии татар Заиграевского района, Мухоршибирского района, г. Улан-Удэ, оказали практическую помощь национально-культурные центры республики.

Главным результатом проекта стала информационная, презентационная и консультативная программа (презентационный диск) «Национально-культурные автономии и центра Республики Бурятия), которая уже пользуется спросом у НКЦ, учреждений культуры и образования и библиотечных работников.

В целом, Автономия татар Бурятии вот уже три года эффективно работает, достойно представляя татарский народ и всегда готова оказать методическую и консультационную помощь коллегам и нашим добрым друзьям из национально-культурных центров республики.

 

Как "Florida right round right round скачать"я понимал, кто-то стремился истребить всю семью.

Но, "План виховної роботи"остановившись передохнуть, присмотрелся повнимательнее, и радости не было конца.

Но "Скачать арию ангельская пыль"ты не чувствуешь дыхания "Прошивку на нокиа скачать"наблюдателей на своей шее.

Там "Скачать натальи орейро"специально говорится, что христиане, которые будут "Фильм свадьба с приданным скачать"укрывать или поддерживать тебя, становятся такими же как "Таблица интегралов скачать"ты.

Харви счел предпочтительной мысль, что это "Форсаж gta скачать"не повредит, хотя и погоды не "Скачать excel для чайников"сделает.

Лунносветная подняла голову, и сумрачное лицо демонессы "Скачать гуфа дома"внезапно засветилось ярче мягкого сияния ее волос.