О создании Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности

В статье освещены вопросы межэтнического сотрудничества, взаимодействия и формирования толерантного поведения на примере совместной работы национально-культурных объединений и учреждений культуры Республики Бурятия. Показана модель создания Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности факультета культурологии Восточно-Сибирской государственной Академии культуры и искусств.

Баталова (Сотникова)  Сажида Растамовна

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно констатировал, что общество, в котором бы жилось всем народам комфортно, можно построить только в том случае, если в нем будет решена многогранная задача формирования толерантных отношений. На практике это включает в себя, прежде всего, разработку и реализацию "комплексных миротворческих программ", в рамках которых решались бы вопросы по объединению усилий различных гражданских структур с целью снижения напряженности в обществе, урегулирования и предотвращения конфликтов, а также эффективную работу таких институтов как общественные объединения, которых на территории России сегодня функционирует более десяти тысяч.

 

Толерантное поведение личности в социуме составляет основу гуманистического мировоззрения человека и его правильных взаимоотношений с другими людьми. Наиболее целостную картину понимания «толерантности» на наш взгляд можно показать через толкование этого термина разными народами на языках мира:

  • терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным;
  • тolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
  • кuan ronq (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • тasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

Таким образом, можно констатировать, что принцип толерантности – это по своей сути моральный принцип, исповедуемый разными народами в соответствии со своей ментальностью и мировоззрением. Поэтому и толерантное поведение  у каждого этноса выражается по-своему.

На наш взгляд, очень лаконично выразил модель толерантного поведения российского человека, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук Валерий Тишков: «Толерантность для меня – это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание инаковости как части собственного».

 Для формирования такого типа поведения необходимо постоянное межэтническое взаимодействие. Взаимодействуя этносы, с одной стороны, изменяют свои собственные качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой, превращают некоторые уникальные особенности каждого их них в нечто общее, в совместное достояние.

Наиболее естественной и оптимальной формой межэтнического взаимодействия является межэтническое сотрудничество – такое взаимодействие, в ходе которого народы, сохраняя свою национально-культурную самобытность, содействуют друг другу в решении социальных проблем и в достижении общечеловеческих целей и ценностей.

Формирование толерантных отношений в обществе достигается и путем целенаправленной работы в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многочисленных молодежных организациях, которые создают фундамент ближайшего будущего, формируют личность с историческим и национальным сознанием.

Бурятия является одним из наиболее стабильных полиэтничных регионов Российской Федерации, которые обошли напасти межнациональных конфликтов. Миролюбивый менталитет народов, населяющих республику, формировался в жестких условиях природной зоны Байкала, где выжить и развиваться можно только, уважая и принимая традиции, обычаи и нравственные ценности друг друга.

Сегодня Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей интеграции этносов и субэтносов, населяющих эту территорию. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный менталитет жителей этого региона. Созданное здесь «байкальское эко-культурное пространство» представляет собой определенную культурную ценность, которая отличает эту территорию от других.

Сфера национальных, межнациональных отношений весьма специфична и зависит от многих внешних и внутренних социально-экономических факторов. Согласно социологическому опросу  общественного мнения жителей Бурятии, проведенному в июне 2005 года межнациональные отношения в целом характеризуются положительно: 73,2% мужчин и 64,5% женщин считают, что межнациональные отношения отличаются стабильностью.

В ответе на данный вопрос по возрастным группам, наиболее высокий процент негативизма был выявлен среди молодежи 18-29 лет (18% из них ответили, что есть некоторая напряженность, 24,8% - не знаю, затрудняюсь ответить). Также вызывает озабоченность высокий процент (22%) негативно ответивших представителей других национальностей, тогда как у русских доля таких ответов составляет 15,5%, у бурят – 13,1%. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы историю взаимодействия и взаимообогащения культур и традиций народов, живущих в Бурятии?» показало, что совершенно не знают об этом – 65,8% опрошенных, имеют смутное представление – 13,1%, хорошо знают всего лишь 7,9%.

Наряду с этими проблемами в исследовании было выявлено негативное отношение жителей Республики Бурятия к трудовой миграции извне. По мнению авторов,  «отрицательное отношение к приезду иностранной рабочей силы на фоне относительно терпимого отношения к мигрантам из регионов России говорит  о том, что дело не только в экономических причинах ». У части населения существует внутреннее опасение, что мигранты из зарубежья, являясь представителями иной культуры, не смогут понять  местные традиции и обычаи и вписаться в общероссийскую культуру.

Укрепление межнационального согласия и воспитание толерантности в межнациональных отношениях, сохранение прочного гражданского мира и согласия между всеми народами является одной из основных задач государственной политики Республики Бурятия. Вопросы координации деятельности в сфере национальных отношений органов власти и местного самоуправления, национальных общественных объединений и научных учреждений возложены на Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия. Общественным объединениям оказывается информационная и организационная помощь в реализации социально значимых мероприятий, обеспечении связи, как с руководством республики, так и с отдельными министерствами и ведомствами.

В Бурятии на 1 мая 2007 года официально зарегистрировано около 1500 некоммерческих организаций, которые заметно отличаются направлениями деятельности и уровнем социальной активности. Из них 775 являются общественными объединениями, 11 женских, 29 молодёжных, 34 благотворительных, 12 правозащитных, 267 профсоюзных, 6 казацких обществ, 7 движений, 182 религиозные организации, 35 национально-культурных объединений.

Основная задача национально-культурных центров – сохранение, возрождение родного языка, национальных традиций и культуры; гармонизация национальных отношений в республике. По инициативе НКЦ и НКА созданы творческие коллективы «Рафаэлло» (Армянский культурный центр), «Хазар» (Азербайджанский центр), «Дуслык», «Ак кошлар», «Алмагач чачаклры», «Лаккитон» (Автономия татар Бурятии), «Наджея» (НКА поляков г. Улан-Удэ «Наджея»), «Аруун» (Автономия эвенков Бурятии) и др. Работают семь национальных воскресных школ. Издаются журналы и газеты польского, армянского, азербайджанского центра.

Многие центры поддерживают связь с исторической Родиной. Отмечают свои национальные праздники, памятные даты своей истории, проводят другие мероприятия внутри своих диаспор. Представители национально-культурных объединений Республики Бурятия принимают активное участие в городских и республиканских, общероссийских и зарубежных мероприятиях, съездах и форумах своих этнических сообществ.

Ежегодно на республиканском уровне проводятся национальные праздники Рождество, Масленница, Пасха, Сагаалган, Сурхарбан, эвенкийский «Больдер» и сойотский «Жогтаар», татарский «Сабантуй» и многие другие. При участии НКЦ были проведены крупные международные мероприятия - Международный фестиваль бурятского народа «Алтаргана», Встреча старообрядцев мира, в которых приняли участие научные и творческие делегации не только из регионов России, но и ближнего и дальнего зарубежья.

Их проведение имеет огромное образовательное и воспитательное значение для молодого поколения: способствует сохранению традиций и формирует чувство любви к Родине, уважение к культуре других народов, укрепляет гражданственность и патриотизм.

Однако, несмотря на прилагаемые усилия, социологический опрос  общественного мнения жителей Бурятии, проведенный в июне 2005 года в гендерном разрезе показал, что о деятельности национально-культурных центров Бурятии осведомлены немногим более 8% респондентов. И только каждый третий респондент, осведомленный о работе НКЦ, доверяет их деятельности.

Обобщая проблемы, волнующие лидеров НКЦ, можно отметить, что, во-первых, информационная политика СМИ, менее всего нацелена на раскрытие разнообразия этнической жизни общества и отсутствует целостный взгляд на культурное многообразие народов. Центры же пока не имеют возможности систематически освещать свою деятельность. Даже наиболее дешевый способ Интернет-связи и открытия своего сайта для многих НКЦ – пока неосуществимая мечта. Вторая причина - отсутствие средств к нормальному функционированию национально-культурных объединений. У многих НКЦ нет офисов, средств  связи, компьютерного и технического обеспечения. Не имея средств на текущие расходы, НКА и НКЦ работают не в полную силу, только на энтузиазме добровольцев и активистов. В-третьих, никто не обучает лидеров НКА и НКЦ разработке комплексных программ деятельности, социальному менеджменту и проектированию, межнациональному сотрудничеству и работе с мигрантами.

В-четвертых, достаточно много говорится о терпимости и межнациональном сотрудничестве, но ни ученые, ни политологи, ни социологи не предлагают механизмов такой работы.

Существуют проблемы и в том, что в воскресных национальных школах дети изучают родной язык и культуру по-старинке, без информационной поддержки и ТСО, что не способствует появлению интереса к родной культуре ни у ребенка, ни у родителей.

Анализ проблем показал, что в России пока еще только формируется как институт национально-культурных автономий и идет поиск эффективных механизмов взаимодействия НКЦ и НКА с органами власти и друг с другом.

Однако для чтобы стать одним из существенных элементов в системе некоммерческих общественных организаций, способствующих формированию демократического будущего России, национально-культурные объединения должны идти на шаг впереди - по оснащенности, новым формам работы и объединять свои усилия через межэтническое сотрудничество для решения стратегических задач национальной политики нашей страны.

Для решения этих задач, в первую очередь, нужно объединить ресурсы НКЦ и учреждений культуры, которые на данный момент идут параллельно в одном направлении, но не пересекаются. Также необходимо пересмотреть формы работы НКА и способы взаимодействия друг с другом, что означает:

  • в Республике Бурятия должен функционировать единый образовательный ресурсный центр, объединяющий национально-культурные центры и автономии разных диаспор, конфессий и общин на основе продуктивного межэтнического и межконфессионального сотрудничества и взаимодействия. Думаю, вы согласитесь, что в таком центре национальное и религиозное является одним целым, т.к. без собственной веры нет ни одного этноса и нам необходимо научиться понимать, уважать чувства каждого человека, независимо от его вероисповедания, национальности, цвета кожи, расы и социальной принадлежности;
  • необходимо создавать межрегиональные ресурсные центры для обучения инновационным технологиям лидеров и активистов некоммерческих общественных организаций;
  • необходимо объединять в одном центре ресурсный потенциал учреждений культуры, НКЦ, НКА и конфессий для решения стоящих перед всеми нами общих задач возрождения, сохранения и развития куль туры и культурного разнообразия.

Вот почему, когда в течение двух лет продвигаемая автором идея по созданию Центра развития национальных культур Бурятии,  недавно нашла единомышленников в лице декана факультета культурологии В.К. Назарова и проректоров Восточно-Сибирской государственной Академии культуры и искусств, а затем эта идея обрела и форму и содержание в виде Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности – это стало знаком судьбы, надежды, началом нового этапа  налаживания партнерских отношений НКЦ, НКА и ВСГАКИ.

ВСГАКИ давно занимает важнейшее место на территории Байкальского региона в деле изучения и развития культурного разнообразия. В течение полувека ВСГАКИ готовит кадры для сферы культуры и искусства, которые воплощают в жизнь высшие идеалы и ценности, приобретенные в стенах вуза в самых разных уголках Российской Федерации и за рубежом.

Не случайно именно факультет культурологии академии, имеющий солидную научную и учебно-методическую базу и богатый опыт межкультурного взаимодействия, стал инициатором создания Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности при ФК ФГОУ ВПО ВСГАКИ. Центр создан на основе «Научно-исследовательской лаборатории региональной культурологии и культурологического образования», которая существовала с 1997 г. Наряду с этим  в создании нового подразделения факультета, использовался опыт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, выступившей инициатором проекта по созданию центров толерантности в нашей стране.

Положение о Центре было утверждено 4 марта 2008 года на Ученом совете Академии, а 28 апреля на заседании Ученого совета академии была принята концепция деятельности Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности. Настоящая Концепция представляет собой систему идей, принципов и приоритетов развития Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности и определяет цели, задачи  и направления его развития.

Разработка концепции направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития субъектов образования и преследует триединую цель:

 - формирование мультикультурной образовательной среды ФГОУ ВПО ВСГАКИ (базовое ядро - Байкальский Центр культурного разнообразия и толерантности) для удовлетворения образовательных потребностей личности, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации;

- развитие разнообразия форм культурного самовыражения и повышение осознания ценности этого разнообразия на местном, национальном и международном уровнях через разработку проектов и программ в целях обеспечения более широких и сбалансированных культурных обменов в интересах взаимоуважения и взаимопроникновения культур, культуры мира и межкультурного взаимодействия;

- укрепление регионального, межрегионального и международного сотрудничества и солидарности в духе партнерства, создание условий для расцвета и свободного взаимодействия различных культур на взаимовыгодной основе.

Инновационные идеи эффективной деятельности Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности: мультикультурная образовательная среда, инновационная образовательная программа «Мы - вместе», современные механизмы межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимосотрудничества, этномониторинг среды и образовательного процесса, образовательные этнопродукты – комплексные и пилотные социально-культурные и социально-образовательные проекты, рекламная, издательская, мультимедиа продукция и др.

Байкальский Центр культурного разнообразия и толерантности несет культуротворческую миссию, создавая для этнических и конфессиональных сообществ единое мультикультурное образовательное и информационное пространство. Механизмы взаимодействия предусматривают разнообразные формы деятельности, в том числе:

  • Проведение семинаров (в том числе и выездных), круглых столов и научно-практических конференций, способствующих диалогу культур, межкультурному взаимодействию и т.д.
  • Разработку, дизайн и серийное производство мультимедийной,  информационной, полиграфической продукции - видеороликов, фильмов, обучающих программ, сценариев обрядов, этно-праздников, циклов занятий  по вопросам этно- и поликультуры, межнациональных отношений.
  • Создание сайта и форума для обсуждения проблем толерантности, межнациональных отношений, демонстрации культурного разнообразия.
  • Участие в разработке курсов, разъясняющих природу прав человека и формы проявления нетерпимости через изучение местных ситуаций и их оценки в свете международно-правовых норм и законодательства.
  • Мониторинг, обобщение и распространение положительного опыта преодоления социально-психологической напряженности, профессиональный и независимый анализ причин возникновения конфликтных ситуаций, проведение профилактических мероприятий.

Внешние связи предполагается осуществлять на трех уровнях: региональном, межрегиональном и международном.

При условии выделения блока помещений под центр, планируется создать многонациональную воскресную школу. Результатом работы школы будут социальные, образовательные и мультимедийные продукты творчества детей и взрослых – это единый сайт и газета, инновационная программа, проекты, выставки стихов и рисунков, научные исследования, сувениры.

В целом, созданный в Академии культуры и искусств Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности, уже сегодня готов стать той региональной и федеральной общественной площадкой, на базе которой можно разрабатывать и апробировать модели продуктивного межэтнического взаимодействия. Эти модели затем можно распространить по другим российским регионам в целях создания единой мультикультурной образовательной среды развития этно-личности россиянина, что будет содействовать реальному межнациональному и межконфессиональному согласию, терпимости и человеческому отношению друг к другу.

Затем Логрус "Скачать gta 3 multiplayer"прознал бы, что я отчалил, чтобы пресечь его же Логруса попытку разбалансировать порядок, "Скачать стругацкие обитаемый остров"да, необъятна Река-из-Говна и ненадежна ее гладь.

Но даже "Скачать игру фар 2 край"если бы и обладал, то не "Новинки музыка на телефон скачать"посмел бы пойти на такой шаг ведь заложницей мне "Скачать программу wintoflash"служила Ясра.

Он выдернул нож "Пангея 2 аудиокниги скачать"из судорожно сжатых пальцев и отбросил его в дальний угол комнаты.

Это "Скачать песню потап и настя новую"была одна из самых "Онлаен скачать игры"впечатляющих демонических форм, которые мне встречались в последнее время.

Наверное, я слишком долго "Скачать ключи 2009 скачать бесплатно"пребывал в эмпиреях магического наива.

Только пока не столкнешься с большей "Медицинский толковый словарь"мощью, обронил Люк.