Модель продуктивного межэтнического взаимодействия


Социально-политические изменения в российском обществе, связанные с переходом от культуры общественно-коллективных отношений к культуре, основанной на признании прав и свобод, породили множество проблем и противоречий, касающихся моральных и духовных ценностей, идеалов и нравственных категорий.

Кроме того, в связи с увеличением миграционных потоков и развитием информационных сетей неизбежным становится столкновение в одном локальном пространстве разных культурных норм. Нередко то, что является «правильным» в одной культуре, «не правильно» по нормам другой. Уникальные особенности народов, их вековые традиции, обостренное национальное достоинство являются факторами, с одной стороны позитивно влияющими на развитие общества в целом, с другой, провоцирующими социальные обострения в мире.

Бурятия является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации, который в основном обошли напасти в межнациональных отношениях. В этом сказался, прежде всего, миролюбивый менталитет народов, населяющих республику, отсутствие особых причин для межэтнических разногласий и противоречий, давние традиции толерантности и уважения традиций и обычаев друг друга. Однако, и у нас общество в целом, также как  различные социокультурные группы, практически не имеют опыта взаимодействия между собой на основе этих ценностей.

Согласно социологическому опросу  общественного мнения жителей Бурятии, проведенному в июне 2005 года межнациональные отношения в целом характеризуются положительно: 73,2% мужчин и 64,5% женщин считают, что межнациональные отношения отличаются стабильностью. Однако, у женщин по данному вопросу более высокий процент негативных ответов – 17%, среди молодежи 18-29 лет 18% ответили, что есть некоторая напряженность, 24,8% - не знаю, затрудняюсь ответить. Авторы опроса делают вывод о том, что «мужчины отличаются большей толерантностью, чем женщины и негативизм, распространенный среди женщин и молодежи, может послужить латентной угрозой для появления межнациональной напряженности…».

Вот почему, мы предлагаем объединить усилия НКО, учреждений образования и культуры для развития практического межэтнического сотрудничества на современном уровне. На наш взгляд, необходимо изучать культурное многообразие народов Бурятии на основе образовательных инноваций путем создания обучающимися современной мультимедийной, социальной и образовательной продукции. Именно такая творческая, продуктивная деятельность, а главное межэтническое сотворчество детей и взрослых будет способствовать воспитанию толерантности, гибкости в отношение к людям разных взглядов, убеждений, верований, национальностей.

Возможность подобного сотрудничества предусмотрена в школе диалога национальных культур № 19 г. Улан-Удэ, с которой Автономия татар Бурятии имеет давние, успешные связи. Школа является федеральной экспериментальной площадкой России. Педагогический коллектив средней школы № 19 всегда мобильно откликался на социальные, злободневные проблемы общества. И имеет достаточно богатый опыт диалога культур.

У РНКАТ РБ также накоплен опыт по участию в различных грантовых конкурсах и пилотных проектах. В 2006 году нами было выиграно и успешно реализуются три таких конкурса – два культурных проекта для этно-группы «Лаккитон» по разработке «Моделей развития национально-эстрадной песни». И грант по федеральному конкурсу, объявленному Общественной Палатой Российской Федерации по образовательному проекту «Создание модели продуктивного межэтнического взаимодействия». Еще один образовательный проект «Создание Центра развития национальных культур народов Бурятии» получил поддержку национально-культурных центров республики, Ассамблеи народов Бурятии, комитета по межнациональным отношениям Правительства Республики Бурятия и сейчас готовится для участия федеральном национальном проекте «Образование».

Участниками этих проектов являются члены национально-культурных центров и автономий, студенты ВСГАКИ, учащиеся и педагогические коллективы школы № 19, с. Старый Онохой и Харашибирь Бурятии.

Основной целью проектов является разработка модели и технологии продуктивного межэтнического взаимодействия школьников с социальными группами (этническими общностями) для развития творческой этноличности, патриотического воспитания и толерантного поведения  на базе центра национальных культур народов Бурятии.

В задачи проекта входит:

  1. Организация факультативного обучения этногрупп (русские, буряты, татары) в школах № 19 г. Улан-Удэ, с. Старый Онохой и Харашибирь Бурятии с применением блочно-модульной системы занятий в процессе продуктивной деятельности (моделирование, конструирование, проект, синкретическое действо и др.) по созданию обучающимися этно-продукции.
  2. Создание образовательных, информационных и мультимедийных этно-продуктов.
  3. Создание летнего этно-лагеря для студентов, школьников и активистов НКЦ, НКА..
  4. Издание методического пособия «Межэтническое взаимодействие: поиск моделей развития творческой этноличности в нем».

В основу модели мультикультурной среды положены философские идеи целостности мировидения В.И. Вернадского, М. Хайдеггера, P.M. Чумичевой; об этногенезе Л.Н. Гумилева; о межэтническом взаимодействии А.Д. Карнышева. Модель среды планируется разрабатывать на основе технологии проектирования образовательной среды В.А. Ясвина, технологии  воспитания общественного творчества И.П. Иванова,  социальных технологий «Учимся договариваться (Я-ТЫ-МЫ)» и «Учимся принимать решения» Л. Семиной и В. Максаковой (построенных на основе ценностей толерантности и уважения человеческого достоинства), а также творческо-развивающей технологии продуктивной деятельности Сотниковой С.Р.

Проект предполагает взаимодействие личностей, обладающих ярко выраженным творческим потенциалом - «пассионарным напряжением» (лидеров национально-культурных центров, педагогов творческого типа, преподавателей и студентов ВСГАКИ) и учащихся школы № 19 для развития лидерских, коммуникативных качеств школьников, их творческих умений и освоения толерантного стиля мышления в процессе совместной продуктивной деятельности и коллективных творческих дел.

В качестве критериального показателя ''творческости'' образовательной мультикультурной среды предполагается рассматривать компоненты толерантного поведения этноличности: наличие или отсутствие в ней усилий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка, его личностной свободы (или зависимости). В ходе проекта планируется разработать анкеты для векторного моделирования специфических компонентов этнокультурного образовательного пространства: толерантность (или нетерпимости), гибкости (или эгоцентризма).

Результатом внедрения модели сетевого межэтнического взаимодействия будут являться социальные, образовательные и мультимедийные продукты творчества детей и взрослых – это единый сайт, инновационная программа, художественные образы, идеи, проекты, сочинения, стихи, научные исследования, презентации, макеты книжной продукции, сувениры. Реальным показателем, позволяющим оценить эффективность созданной мультикультурной среды  станет повышение параметров активности и свободы в данной среде. Что соответственно будет означать формирование у школьников таких качеств гражданина России как толерантность, патриотизм, человеколюбие и др. Кроме того, получение навыки проектной творческо-продуктивной деятельности и основ рефлексии будут способствовать адекватной социализации школьников в обществе. Для сельских жителей проект даст возможность приобщения к истокам родной культуры и языка, возможность дистанционного обучения.

Для национально-культурных центров республики участие в данном проекте даст опыт работы по развитию культуры, традиций и обычаев на инновационном уровне при помощи современных компьютерных технологий.

В целом, для России и ее регионов – модель продуктивного межэтнического взаимодействия будет содействовать реальному межнациональному и межконфессиональному согласию, терпимости и человеческому отношению друг к другу.

 

Баталова С.Р., председатель
Региональной национально-культурной
Автономии татар Республики Бурятия

Римо положил кулак ему на область сердца и придавил сверху второй "Lb photo realism скачать"рукой.

Но это потому, что он хорошо им платил.

К тому времени, когда я достиг края платформы, вопль оборвался.

У Рубина "Скачать кликер для lineage 2"для пресс-конференции был особый "Фильмы скачать прямые ссылки"зал.

Прекрасно, похлопав по плечу, похвалил меня вомбат.

Ему был нужен учитель Синанджу, чтобы подготовить собственного ассасина.

Все "Клуб книги харьков"мои надежды на восстановление сил "Аннотация к книге обломов"были связаны с некоей собственностью, "Бриджит джонс 3 книга"хранящейся в бутылке.

Пока я добирался до требуемого "2033 метро книга бесплатно"места, мой аппетит усилился.

Его "Программа полигон межевой план"память играла с окружающими скалами.

Пятка его "Скачать перфект волд"летящей ноги крепко "Скачать учебник по физике 9 класс перышкин"ударила ее по ребрам под левой рукой.

Я пытался "Бесплатна скачать мафию"оттащить его "Бесплатные игры скачать на телефон через блютуз"к реке и там сбросить "Angel arena для warcraft 3 frozen throne скачать"в воду.

Я лично никогда не поверю, что это всего лишь случайность!

Вероятно, сейчас и был "Скачать гта казино рояль"один из таких моментов.

Вы "Скачать последнюю версия касперского"не жеребцы и "Логические игры для детей скачать"не в стойлах находитесь, а "Онлаен скачать игры"в храме божьем.

Это был наш "Скачать ява скрипты"старый план, с весьма незначительными "Скачать игры на компьютер властелин колец"изменениями.

Мне удалось схватить его за полу куртки.

Любой лавочник "Скачать доту карты"смог бы проследить их "Любовь на расстояние скачать"по прерии, а вот мистер "Скачать хорошем качестве фильм"Спенглер и остальные "Диета пьера дюкана скачать"не смогли.

Ведь я, сволочь, прошлой зимой купил себе в Будейовицах кожаные перчатки.