Урок «Мы выбираем толерантность»

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Цели:

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;
  2. Формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;
  3. Учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
  4. Развивать навыки разрешения конфликтов.

1.     Вступительное слово.

Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.

  • Что вы понимаете под словом толерантность?
  • Давайте посмотрим, какое значение дается этому слову в толковом словаре. Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность. (ИКТ)

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

 

2. Работа в группе.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила на доске.
Правила толерантного общения: (ИКТ)

  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других.

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

Младший брат сломал твою игрушку.

  1. Ты его прощаешь.
  2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.
2.  Ты устраиваешь истерику.

Дети считают.

  • Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
  • Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

  • Какая это сторона?
  • Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
  • Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны.
Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

  • Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
  • К каким результатам приводят конфликты?

Как же быть, как разрешить конфликт?

Правила управления конфликтом:

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 1– на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа 2 – в школьном дворе:
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Вовы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

(Дети инсценируют ситуации, объясняя свое решение данного конфликта. По каждой ситуации подводится итог.)

  • Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
  • Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

Продолжите пословицы:

«Нет друга – ищи, …» а найдешь береги.
«Без беды друга…» не узнаешь.
«Друг познается…» в беде.
«Недруг поддакивает,…»а друг спорит.
«Не имей сто рублей,…»а имей сто друзей.
«Один в поле …» не воин.


В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора.  Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Творческая работа “Дерево толеранстности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.
Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.
А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным?

3. Подведение итогов.

  1. Заканчиваем наш урок толерантности.
  2. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?
  3. Что такое толерантность?
  4. Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Так же на сайте (http://wiki.km-school.ru/) вы можете ознакомиться с предлагаемыми методами, приемами и формы работы по развитию толерантности, которые могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Ни малейшая опасность не "Скачать песни группы китая"грозила ему.

Нужно сказать, что летают они тяжеловато.

То был мужчина в водолазном снаряжении.

Теперь так, взрыв произошел в разгар "Аквариум книгу скачать"рабочего дня.

Но вам "Священная книга тота"не долго придется иметь с ней дело.

Сам факт существования того, что они называют своей организацией, нарушает "Скачать шрифт архив"то, что написано на этом клочке бумаги, и все же организация была создана для того, чтобы этот клочок бумаги охранять.

Глава "Игра динозавры скачать"6 Демоны-рыцари возвращались с песней.

Король Гай поднял голову, как гончая, "Скачать маликов пианомания"нюхающая ветер.

Рассеянные высоко над "Скачать договор аренды гаража"головой перистые облака выглядели экраном, "Скачать книги в текстовом формате"затемняющим звездный свет.

Впервые в жизни Крессильда "Скачать песню jakarta one desire?"видела такого красавца!

Сверкавшее и отступавшее "Скачать игры барби на компьютер"вместе с ним кольцо с голубым камнем содержало тайну, на "Скачать альбом джастин бибер"которую у "Скачать книги бесплатно татьяны степановой"него имелся ответ, и мне требовался "Hd эротика скачать"этот ответ.

Как бы то ни было, им нужен "нужен потребительский кредит"был крахмальный экстракт для детского питания.

Но не тогда, когда знаешь это наверняка.

Не будь Билл так поглощен мыслями об Алисе, "Сбербанк книга жалоб"он бы приметил испуг в глазах горничной, которая без чего-то двенадцать пустила его в дом.

Но все-таки непонятно, как через столько "Книги джеймс эрика"лет отец с матерью ухитрились отыскать захоронение Римо.

Да в этом вся суть чтобы он вас никуда не повез.

Очевидно, нас "Электронная книга купить екатеринбург"введи в заблуждение.

Откуда издалека донесся глухой гул двигателей.