Концепция БЦКРиТ

Новое тысячелетие для всего человечества является веком трансформации мироустройства. Ученые, обеспокоенные масштабом и глубиной неоднозначных перемен, влияющих на все сферы жизни общества, все чаще ведут разговор о приходе эры мировой нестабильности. Главной причиной социальной напряженности, по мнению подавляющего большинства исследователей, являются два процесса: глобализация и локализация.

Столкновение этих тенденций неоднозначно сказывается на состоянии и динамике мирового культурного пространства. Наряду с положительными аспектами, такими, как, установление нового мирового порядка на принципах равенства, справедливости и взаимного уважения народов, позитивных достижений в области прав человека, создания мирового экономического пространства, эти процессы ведут к обострению ряда проблем, которые приобретают характер глобальных. В различных местах планеты появляются зоны напряженности, неуправляемые социальные процессы. Все это ведет к обострению противоречий между цивилизациями. Не только отдельные ученые, политики, но и международные общественные организации в лице ООН и ЮНЕСКО, ощущают тревогу за будущее человечества и мировой культуры. Они пытаются найти решение духовных проблем современной цивилизации - оптимального соотношения между развитием культурного разнообразия, с одной стороны, и формированием этнической, конфессиональной, региональной  толерантности между людьми, с другой.

Россия также в полной мере испытывает на себе влияние процессов глобализации. На новом этапе развития наша страна стремительно входит в современное мировое пространство, усиливая свои позиции в экономике, политике,  образовании, что в свою очередь ведет к усложнению ее социальных и политических структур, крупномасштабным изменениям восприятия духовной культуры, демократизации общественных идеалов и ценностей.

Утверждение подлинного федерализма отражает толерантную природу самой доктрины государственного устройства Российской Федерации и ее конституционных основ. В стране создана законодательная база по защите прав человека. Идет сложный поиск новых законодательных норм, которые дополнительно гарантировали бы права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам. Однако в многоэтнической России пока не утвердилась наиболее приемлемая и прогрессивная политика культурного плюрализма. Общегосударственные информационные и образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие народов России и установки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей.

Формирование толерантного отношения к другим народам является важным шагом на пути обеспечения национальной безопасности. Эта задача актуальна особенно в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, усиливаются миграционные проблемы, растет количество иностранных граждан, проживающих в России.

Воспитание толерантного стиля поведения в обществе также достигается путем целенаправленной работы в общеобразовательных, высших и средних специальных учебных заведениях и молодежных организациях, которые создают фундамент ближайшего будущего, формируют личность с историческим и национальным сознанием.

Для накапливания и передачи такого опыта необходимо, чтобы участники образовательного процесса  постоянно убеждались в продуктивности и выгоде отношений, строящихся на основе уважения любой личности и признания права человека на своеобразие, в чем бы оно  не выражалось – в этнических, религиозных, мировоззренческих, возрастных и иных характеристиках.

Такое образование должно стать мультикультурным, то есть обеспечивающим равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Мультикультурное образование должно удерживать различные плоскости «диалога культур», чтобы быть адекватным тому уровню исторического и культурного развития человечества, который поставил перед ним новые задачи – саморазвития и самоопределения каждой личности.

Наибольшее внимание в этом направлении уделяется культурным процессам, происходящим на региональном уровне. Через региональные культурные пространства регионов фокусируются многочисленные локальные очаги культур, объединяясь в единое культурное пространство России. Это тем более важно, что в последние годы наблюдается активная перестройка системы управления культурой с отраслевой модели на территориально-региональную модель. В связи с этим появилась необходимость осознания результатов регионализации культуры, которые имеют далеко идущие социальные последствия. Речь идет о трансформации подходов к созданию региональных образований, где, наряду с административными, экономическими, этническими и другими, учитываются и культурные факторы.

С этой точки зрения, особый интерес приобретает Сибирский федеральный округ, и, в первую очередь, Восточная Сибирь, которая в силу своего географического положения находится на пересечении этнических, религиозных и культурных традиций Запада и Востока. Культурная жизнь в Восточно-Сибирском регионе наглядно демонстрирует позитивные результаты взаимодействия этносов и народов. Здесь мирно сосуществуют и развиваются различные конфессии, в первую очередь, буддизм и христианство. Во всем многообразии традиций Востока и Запада представлена художественная жизнь.

Одной из уникальных территорий Восточной Сибири является Байкальский регион, включающий следующие административно-территориальные образования Российской Федерации: Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область. Согласно Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, Байкал и прилегающие к нему территории (Прибайкалье и Забайкалье) известны в нашей стране и во всем мире как регион всемирного наследия, который рассматривается не только как природное, но и как культурное пространство.

Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей интеграции этносов и субэтносов, населяющих эту территорию. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный менталитет жителей этого региона. Созданное здесь «байкальское эко-культурное пространство» представляет собой определенную культурную ценность, которая отличает эту территорию от других.

В связи с этим необходим глубокий научный анализ тех реалий, которые наблюдаются в Байкальском регионе, необходимо изучение феномена «байкальского эко-культурного пространства», позволяющего всем людям, независимо от вероисповедания, социальной и национальной принадлежности жить на протяжении многих веков, уважая, сохраняя и развивая разнообразие культур и межкультурные отношения.

Анализ ситуации, выводы и рекомендации по развитию культуры Байкальского региона могут способствовать улучшению социокультурной ситуации в нем как в близкой, так и в стратегической перспективе, оказать существенное влияние на решение культурных, социальных и экологических проблем человечества.

Важное место в деле изучения и развития культурного разнообразия и толерантности на территории Байкальского региона принадлежит ФГОУ ВПО ВСГАКИ. В течение полувека ВСГАКИ готовит кадры для сферы культуры и искусства, которые в самых разных уголках Российской Федерации и за рубежом воплощают в жизнь высокие идеалы и ценности, приобретенные в стенах вуза.

Особая роль здесь отводится культурологическому образованию, которое активно развивается во ВСГАКИ с момента открытия вуза. Не случайно именно факультет культурологии, имеющий солидную научную и учебно-методическую базу и богатый опыт межкультурного взаимодействия, стал инициатором создания Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности при ФК ВСГАКИ. Центр создан на основе «Научно-исследовательской лаборатории региональной культурологии и культурологического образования», которая существовала с 1997 г.

Наряду с этим  в создании нового подразделения факультета, использовался опыт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, которая выступила инициатором проекта по созданию центров толерантности в нашей стране. Проект создания центров толерантности реализуется в вузах и учреждениях культуры Российской Федерации на базе библиотек при информационной поддержке ЮНЕСКО с 1998 г. Вузы и библиотеки, являясь культурными общедоступными и  информационными центрами сообщества, аккумулируют и распространяют объективную информацию о межкультурном сотрудничестве, выступая как важнейший ресурс упрочнения и стабилизации межнационального общения.

Работа Центра определяется положениями и целевыми установками, обозначенными в Уставе ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная Академия культуры и искусств» (2004 г.), Концепции развития ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная Академия культуры и искусств» на период до 2015 г и другими документами,  регламентирующими деятельность ВСГАКИ.

Концепция основывается на положениях и нормах Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р и др.

Концепция учитывает общепризнанные действующие нормы международного характера: меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (Москва, 25 июля 1993 г.),  соглашение между Правительством  Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры об условиях выполнения проектов, осуществляемых в Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО  (Москва, 13 мая 1999 г.), Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 г.  и др.

При разработке концепции использовались Устав ООН, Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО, доклад о состоянии гражданского общества в России Общественной Палаты Российской Федерации (2008 г), работы К.Ю. Добрина, В.А. Тишкова, Е.А. Кроткова, А.Д. Карнышева, В.А. Ясвина, Н.Ю. Синягина.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

"Национальная культура" – пространственная локализация, персонификация в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного этносоциального коллектива, члены которого идентифицируются между собой единством языка, исторически сложившимися нормами и ценностями, воспринятыми в качестве обязательных для всех.

"Культурное содержание" - означает символический смысл, художественный аспект и те культурные ценности, истоками которых является культурная самобытность или которые отображают такую самобытность.

"Формами культурного самовыражения" - являются такие формы самовыражения, которые представляют собой результат творчества отдельных лиц, групп или обществ и которые имеют культурное содержание.

"Культурное разнообразие" означает многообразие форм, с помощью которых культуры групп и обществ находят свое выражение. Эти формы самовыражения передаются внутри групп и обществ и между ними.

Культурное разнообразие проявляется не только через применение различных средств, с помощью которых культурное наследие человечества выражается, расширяется и передается благодаря многообразию форм культурного самовыражения, но и через различные виды художественного творчества, а также производства, распространения, распределения и потребления продуктов культурного самовыражения, независимо от используемых средств и технологий.

"Межкультурное взаимодействие" - означает существование и равноправное взаимодействие различных культур, а также возможность создания общих форм культурного самовыражения на основе диалога и взаимного уважения.

"Толерантность""Толерантность" – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпеливо относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию. Терпимость выступает как универсальный демократический принцип, взаимосвязанный с социальными и нравственными ценностями (нормами) плюрализма и прав человека.

"Межкультурное образование" – обращает особое внимание на создание общекультурного пространства обучения и воспитания, также для него характерен межнациональный и международный контакт, соотносительность и взаимосвязь различных культур и культурных сред в сферах образования, управления образованием и образовательной политики разных стран и регионов.

"Поликультурное образование" – отражает в образовательном и воспитательном процессе сосуществование множества различных культур и субкультур региона. Суть поликультурного образования сводится к интеграции личности в условиях многонационального общества и сохранению при этом ее культурной самобытности.

"Мультикультурное образование" – это образование, которое способно выразить разнообразие и многообразие культур, сохраняя и умножая все многообразие культурных ценностей, норм; отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур; способность создать условия для формирования культурной толерантности ребенка.

"Мультикультурная образовательная среда" – это демократичная среда саморазвития, развития, реализации потенциальных возможностей и взаимообогащения каждой этноличности, в которой созданы все педагогические, экологические, социальные и технологические условия для стимулирования творческой активности, личностной свободы, коммуникативных качеств и толерантного поведения детей и взрослых. Такая среда должна строиться на принципах системности, синергетичности, интегративности, сетевого взаимодействия, продуктивности деятельности; быть динамичной, мобильной, активной и многофункциональной средой развития и саморазвития потенциальных возможностей всех субъектов образовательного процесса.

"Культурная деятельность и культурные товары и услуги" означает такую деятельность и такие товары и услуги, которые, когда они рассматриваются с точки зрения конкретного свойства, употребления или цели, воплощают или несут в себе формы культурного самовыражения, независимо от своей возможной коммерческой ценности. Культурная деятельность может быть самоцелью или может способствовать производству культурных товаров и услуг.

Концепция опирается на ряд положений о роли культуры в отношениях между людьми, о диалектике культурного разнообразия и толерантности в современном глобализационном процессе,  о месте образования в формировании толерантной личности:

  • образование, язык и культура – есть три важнейшие базовые составляющие, вне которых нельзя представить фундамент межнационального согласия.
  • культурное разнообразие является неотъемлемой отличительной чертой человечества, общим наследием человечества, создает богатый и многообразный мир, который расширяет диапазон выбора и обеспечивает питательную среду для человеческих возможностей и ценностей, являясь, таким образом, движущей силой устойчивого развития для сообществ, народов и наций. Культурное разнообразие, расцветающее в условиях демократии, терпимости, социальной справедливости и взаимного уважения между народами и культурами, необходимо для обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и международном уровнях.
  • толерантность состоит в добровольном и взаимном признании и активном утверждении ее субъектами фундаментальных прав и свобод человека и гражданина и столь же добровольном и взаимном воздержании от подавления (употребления репрессивных мер) для вмешательства в образ жизни и деятельности Другого, если они не противоречат правам и свободам граждан.
  • толерантность предполагает, наличие  у  ее субъектов гражданской и мировоззренческой образованности (культуры), знания основ демократической Конституции страны, понимания того, что в ней отражены ценностные ориентиры, принципы и нормы общественного бытия людей и социальных общностей, какими бы они разными, непохожими друг на друга ни были.
  • толерантность не эквивалентна  ни индифферентности, ни всепрощенчеству, поскольку не требует от нас примирения со всем существующим. Субъекты толерантности имеют право проявлять твердость, неуступчивость по отношению к тем, кто предпринимает необоснованные действия, направленные на деструкцию пространства их жизненной идентичности, нарушает законные права и свободы граждан.
  • для формирования толерантного типа поведения необходимо постоянное межэтническое взаимодействие – разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и совокупных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Взаимодействуя этносы, с одной стороны, изменяют свои собственные качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой, превращают некоторые уникальные особенности каждого их них в нечто общее, в совместное достояние.
  • наиболее естественной и гуманной формой межэтнического взаимодействия и одновременно его последствием является сотрудничество народов. Межэтническое сотрудничество – это наиболее оптимальное взаимодействие, в ходе которого народы, сохраняя свою национально-культурную самобытность, содействуют друг другу в решении социальных проблем и в достижении общечеловеческих целей и ценностей. Смысл сотрудничества не просто в значимом для конкретных этносов или их представителей совместном деле, реализующемся в целях самообеспечения и раскрытия лучших потенциалов общности и каждой личности, но также в успешных контактах при его осуществлении.
  • межэтническое сотрудничество составляет триада предметов – личность, социальная группа (общность) и различные формы взаимодействия между ними. Исконной «клеточкой» любого  этноса является этническая личность, именно ее влияние на характер и качество этнических процессов является наиболее значимым. Целенаправленное развитие этнической личности в мультикультурной образовательной среде приведет к позитивному диалогу и толерантному поведению граждан в социуме.
  • для развития успешной творческой этнокультурной личности гражданина России и формирования качеств коммуникабельности и толерантности необходима разработка программ гуманитарного и культурологического содержания и инфокоммуникационных технологий с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа.

  

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЦКРиТ

Разработка концепции направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития субъектов образования в целях:

  • формирования мультикультурной образовательной среды ФГОУ ВПО ВСГАКИ (базовое ядро - Байкальский Центр культурного разнообразия и толерантности) для удовлетворения образовательных потребностей личности, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации;
  • развития разнообразия форм культурного самовыражения и осознания их ценности на местном, национальном и международном уровнях через разработку проектов и программ в целях обеспечения более широких и сбалансированных культурных обменов в интересах взаимоуважения и взаимопроникновения культур, культуры мира и межкультурного взаимодействия;
  • укрепления регионального, межрегионального и международного сотрудничества и солидарности в духе партнерства, создания условий для расцвета и свободного взаимодействия различных культур на взаимовыгодной основе.

Достижение данной цели требует решения комплекса практических задач, таких как:

  • научно-методологическая проработка содержания гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе, с использованием сопоставительного анализа и с учетом этноязыковой и этнокультурной среды, выработка принципов и механизмов межкультурного взаимодействия;
  • развитие государственно-общественных механизмов реализации национальной образовательной политики Российской Федерации и Республики Бурятия, предусматривающих широкое включение в эту деятельность учреждений культуры, образования и представителей национально-культурной элиты;
  • создание ресурсной базы (образовательной, информационной, электронной и т.п.) БЦКРиТ на базе научной библиотеки ВСГАКИ для интеграции и развития этнокультурного и поликультурного пространства;
  • создание системы мониторинга состояния и тенденций развития процессов, направленных на удовлетворение этнокультурных и межкультурных образовательных потребностей в регионе;
  • разработка проектов и программ на этно- и поликультурной основе (в том числе для различных цивилизационно-культурных зон Севера и Сибири);
  • разработка моделей толерантности, межэтнического и межконфессионального взаимодействия и культурно-просветительская работа в студенческой, молодежной и подростковой среде.

Принципы:Принципы:

  1. Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Развитие культурного разнообразия и формирование толерантного поведения возможны только тогда, когда гарантированы права человека и такие основные свободы, как свобода выражения мнений, информации и коммуникации, а также возможность для отдельных лиц выбирать формы культурного самовыражения.

  2. Принцип равного достоинства и уважения всех культур

    Поощрение разнообразия форм культурного самовыражения предполагают признание равного достоинства и уважения всех культур, включая культуры лиц, принадлежащих к меньшинствам и коренным народам.

  3. Принцип равного доступа

    Важными факторами обеспечения культурного разнообразия и поощрения взаимопонимания являются равный доступ к насыщенной гамме разнообразных форм культурного самовыражения во всем мире и доступ культур к средствам самовыражения и распространения.

  4. Принцип плюрализма

    Признание существования множества равноправных типов знания (теологического, философского, научного и т.д.), конкурирующих направлений, школ и теорий при недопустимости абсолютизации какого-либо из подходов.

  5. Принцип толерантности

    Воспитание у субъектов образования терпимости к разным верованиям, философским взглядам, культурологическим идеям, умения цивилизованно вести дискуссии с разных теоретических позиций, формирование коммуникативной культуры и гибкого стиля поведения.

  6. Принцип международной солидарности и сотрудничества

    Международное сотрудничество и солидарность должны быть направлены на предоставление всем субъектам диалога культур возможности создавать и укреплять свои средства культурного самовыражения, включая индустрию культуры, как формирующуюся, так и уже существующую,  на местном, национальном и международном уровнях.

  7. Принцип пространственно-временной локализации

    Формирование коммуникативной культуры личности и культуры межличностных отношений средствами мультикультурной образовательной среды, которая рассматривается как педагогическая система, воздействующая на личность, вовлекающая ее в процесс освоения этносоциального опыта и включающая содержание образования, инфокоммуникационные технологии, объекты среды и самих субъектов образования.

  

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЦКРиТ

Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности осуществляет свою деятельность в целях распространения идей культуры мира и толерантности, разработки, развития и продвижения новых гуманитарных и инфокоммуникационных технологий и реализации социально-образовательных и социокультурных проектов, направленных на сохранение и укрепление культурного многообразия и этнокультурных контактов в мультикультурной образовательной среде ВСГАКИ.

Модель мультикультурной образовательной среды ВСГАКИ включает:

  • Творческий компонент – модель творческой личности выпускника, механизмы стимулирования гибкого, активного стиля поведения, культурную и образовательную продукцию сотворчества студентов и преподавателей.
  • Поликультурный и этнокультурный компоненты содержания образования (этно- и поликультурное содержание образовательной среды, помещений БЦКРиТ - этно-гостиные, творческие мастерские по изучению ремесел и изготовлению сувениров, аллею дружбы народов, содержание блоков и модулей учебных программ, плана воспитательной работы ВСГАКИ, модель этно- и поликультурной личности выпускника Академии как гражданина России и мира и т.д.).
  • Информационный (предметно-пространственный) компонент (кабинеты, лаборатории и фойе с национальным колоритом; музыкальный фон - мелодии народов мира; художественный фон – оформление фойе и коридоров личностными и коллективными образовательными этно-продуктами, при поддержке НКЦ и НКА; столовая – традиции национальной кухни; музей этнографии народов Бурятии; комплектование видео- и фонотеки по национальным культурам в фондах научной библиотеки, издание газеты, создание печатной продукции, сайта и т.д.).
  • Технологический компонент - разработку образовательных технологий, методик межкультурного, межэтнического продуктивного взаимодействия и взаимосотрудничества, этномониторинг образовательной среды, а также технологии сетевого взаимодействия с учреждениями образования и культуры.
  • Социальный компонент – социализацию этнокультурной личности в поли - и мультикультурной образовательной среде академии и самоактуализацию ее выпускников в социуме, взаимосотрудничество с органами власти, национально-культурными центрами, автономиями, с учреждениями образования и культуры, разработку социально-культурных проектов.

Уровень культурологического образования в Академии позволяет при помощи инфокоммуникационных технологий (ИКТ) формировать современную ресурсную базу БЦКРиТ для удовлетворения потребностей разных слоев населения в освоении содержания этно-, поли- и мировой культуры, межкультурном взаимодействии и диалоге культур.

Инновационные идеи эффективной деятельности Байкальского Центра культурного разнообразия и толерантности: мультикультурная образовательная среда, инновационная образовательная программа «Мы - вместе», современные механизмы межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимосотрудничества, этномониторинг среды и образовательного процесса, культурные и образовательные продукты и услуги.

Байкальский Центр культурного разнообразия и толерантности, объединяя имеющиеся и вновь создаваемые структурные подразделения, несет культуротворческую миссию, создавая для ВСГАКИ, этнических и конфессиональных сообществ единое мультикультурное образовательное и информационное пространство (рис.1).

 

 

Модель мультикультурной образовательной среды ВСГАКИ

Рис.1.  Модель мультикультурной образовательной среды ВСГАКИ

 

Для обеспечения потребностей окружающего социума Центром разработан  перечень услуг, который будет дополнен в зависимости от уровня материально-технической базы центра, финансирования, конкретного спроса и предложений партнеров (прил. 1).

Внешние связи осуществляются Центром на трех уровнях: региональном, межрегиональном и международном (рис.2).

  1. Региональный уровень – учреждения культуры и образования, библиотеки, этнические сообщества и религиозные организации, органы государственной и муниципальной власти.
  2. Межрегиональный уровень – Центры толерантности, ВУЗы, библиотеки Российской Федерации, региональные и межрегиональные общественные организации, Общественная Палата Российской Федерации, филиалы и представительства ЮНЕСКО.
  3. Международный уровень – зарубежные ВУЗы, международные общественные организации, фонды, ЮНЕСКО.

Внешние связи БЦКРиТ

Рис. 2. Внешние связи БЦКРиТ


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЦКРиТ

Центр осуществляет следующие направления деятельности: образовательную, воспитательную, научную, творческо-исполнительскую, производственно-прикладную, информационно-коммуникационную, социальную, издательскую и международную.

В сфере образовательной деятельности

  • Участие в создании нового содержания образования, отражающего знание и понимание других народов, их культур и истории, а также пони-мание общности и единства человеческих сообществ.
  • Образование и просвещение граждан в части культурного многообразия и единства жителей страны и мира, истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, которые принес людям экстремизм.
  • Формирование и культивирование идей духовного сотрудничества участников межкультурного взаимодействия, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой Родине - Бурятии - как составляющей общероссийского патриотизма через разработку проектов «Диалог культур» и «Культура мира».
  • Разработка программ и проектов, обеспечивающих сохранение материальной и духовной культуры народов Севера и Сибири.
  • Формирование фонда учебной и научно-методической литературы по проблемам толерантности.
  • В сфере воспитательной и социальной деятельности
  • Разработка программ и проектов развития миротворческой деятельности народов и конфессий республики, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание важной роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами.
  • Разработка программ и проектов по оказанию содействия мигрантам в реализации своих прав на национально-культурное развитие, в адаптации в новой среде, формированию в среде местного населения позитивного отношения к трудовым мигрантам как неотъемлемой части развития региональной экономики.
  • Проведение социологических исследований и опросов. Осуществление независимого мониторинга межнациональных отношений, религиозной ситуации, в том числе демографического и экономического положения населяющих Республику Бурятия народов и иных этнических групп.

В сфере научной деятельности

  • Участие совместно с научными структурами в исследованиях в области реализации национальной политики и межнациональных отношений.
  • Научно-методическое обеспечение развития диалога культур, межэтнического взаимодействия и сотрудничества.
  • Изучение совместно с научно-исследовательскими организациями и вузами интересов этнических групп и состояния межнациональных отношений в республике и разработка практических рекомендаций.
  • Расширение международного научно-исследовательского сотрудничества с учебными заведениями, организациями и фирмами зарубежных стран с целью разработки совместных проектов и прикладной продукции.

В области творческо-исполнительской деятельности

  • Участие в организации и проведении фестивалей, конкурсов на региональном, российском и международном уровнях;
  • Участие в разработке пилотных и комплексных проектов, грантов.

В области производственно-прикладной деятельности

Для эффективной работы центра предполагается дальнейшее развитие и открытие творческой, научно-исследовательской и дизайн-лаборатории, многонациональной воскресной школы, Байкальской школы толерантности и других структур различного статуса, а также совместное производство и распространение культурной и образовательной продукции.

В области информационно-коммуникационной деятельности

Участие в создании мультикультурной образовательной среды ВСГАКИ, которая помогает отдельным лицам и социальным группам:

  1. Создавать, производить и распространять свои собственные и коллективные формы культурного самовыражения.
  2. Привлекать партнеров, иметь доступ к различным формам культурного самовыражения, возникшим как в Академии, так и в окружающем социуме.
  3. Объединить научную библиотеку и БЦКРиТ в единое целое через совместную творческую деятельность по организации и проведению мероприятий и разработке проектов и программ.
  4. Создание программ и технологий формирования информационной и коммуникативной культуры личности, активной гражданской позиции.
  5. Участие в  формировании и развитии информационного пространства ВСГАКИ (базовое ядро – научная библиотека как многофункциональный информационно-научный центр) с учетом многонационального состава академии. Использование возможностей средств информации для демонстрации достижений культур и традиций народов, проживающих в Республике Бурятия.

В области издательской деятельности

  • Подготовка к выпуску публикаций, методических разработок, учебных пособий, мультимедиа-изданий и иной печатной продукции для показа культурного разнообразия Байкальского региона, Восточной Сибири и народов Севера.

В области международной и межрегиональной деятельности

  • Развитие сотрудничества и координация работы с организациями, занимающимися проблемами формирования установок толерантного сознания в российском обществе.
  • Развитие контактов с субъектами Российской Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена. Укрепление партнерских отношений через разработку совместных программ и проектов как с гражданским сообществом, неправительственными организациями и частным сектором, так и между ними в целях развития и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения.
  • Заключение соглашений о совместном производстве и совместном распространении культурной и образовательной  продукции.
  • Сотрудничество и академическое партнерство с российскими и зарубежными университетами, учебно-образовательными комплексами, международными научно-исследовательскими центрами и фондами в соответствии с существующим законодательством, международными договорами Российской Федерации, а также по договорам между Академией и российскими, зарубежными учебными заведениями и организациями.

Механизмы взаимодействия включают:

  • Создание моделей продуктивного межэтнического сотрудничества, диалога культур,  мультикультурной образовательной среды и др.
  • Участие в разработке простых и привлекательных принципов педа-гогики толерантности (совместно с соответствующими органами власти и общественными организациями), рассчитанных на все слои общества и возрастные группы.
  • Участие в разработке программ в области образования, содействующих лучшему и более глубокому пониманию важности охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения.
  • Участие в разработке курсов, разъясняющих природу прав человека и формы про-явления нетерпимости через изучение местных ситуаций и их оценки в све-те международно-правовых норм и национального законодательства.
  • Проведение лекториев, семинаров (в том числе и выездных), круглых столов и научно-практических конференций, дней культур и презентаций землячеств, способствующих диалогу культур, межкультурному взаимодействию и т.д.
  • Создание единого сайта и форума для обсуждения проблем толерантности, межнациональных отношений, мигрантов и т.д.
  • Мониторинг, обобщение и распространение положительного опыта преодоления социально-психологической напряженности, профессиональный и независимый анализ причин возникновения конфликтных ситуаций, проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение конфликтов.
  • Разработку, дизайн и серийное производство мультимедийной,  информационной, полиграфической этнокультурной продукции.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

1-й этап – краткосрочная программа (на 2 года) - 2008-2010 гг. – создание, оснащение и организация деятельности центра:

  1. Разработка концепции, положения, программ, проектов (грантов) и планов по всем направлениям деятельности БЦКРиТ.
  2. Разработка и проведение этно-мониторинга образовательной среды и субъектов образования.
  3. Разработка моделей межкультурного, межэтнического,  межконфессионального взаимодействия.
  4. Поиск и разработка социально-образовательных технологий для формирования толерантного поведения личности в социуме.
  5. Заключение соглашений с национально-культурными образованиями, учреждениями образования и культуры.
  6. Создание учебно-методической, информационной, научной базы центра.
  7. Оснащение центра оборудованием и наглядными материалами.

2-й этап – среднесрочная программа (на 5 лет) - 2008-2012 гг. – организация  эффективной работы Центра и расширение круга его деятельности:

  1. Этномониторинг и создание банка данных БЦКРиТ.
  2. Разработка инноваций (создание единого сайта, газеты, журнала национально-культурных образований народов Бурятии и ВСГАКИ, обучающих программ, семинаров, лекториев, участие в комплексных межрегиональных и международных проектах и т.п.).
  3. Подбор и обучение специалистов Центра.
  4. Улучшение материально-технической базы БЦКРиТ.
  5. Продуктивная деятельность Центра в режиме функционирования.
  6. Создание образовательных и культурных товаров и услуг.
  7. Участие в создании мультикультурной образовательной среды ВСГАКИ.

3-этап – долгосрочная программа (на 7 лет) - 2008-2015 гг. – анализ и обобщение результатов деятельности, разработка перспективной стратегии развития, углубление решаемых задач.

  1. Рефлексия деятельности центра (социологические опросы, анкетирование, экспертиза мультикультурной образовательной среды).
  2. Проведение семинаров, научно-практических конференций, Этнофорумов, Этнофестивалей и др.
  3. Повышение квалификации специалистов центра.
  4. Обобщение опыта работы БЦКРиТ, издание методических материалов и публикаций.
  5. Улучшение материально-технической базы БЦКРиТ.
  6. Создание образовательных и культурных товаров и услуг.
  7. Разработка перспективных проектов и программ.